Charity and sponsorship projects

As a socially responsible and systemically important financial institution, Sberbank traditionally puts great emphasis on the development of projects that are of social significance for its regions of presence and for the whole country.

In 2016, Sberbank supported cultural events, financed research and development and educational initiatives, supported child welfare facilities and contributed to the development of the creative skills of children and an inclusive environment, promoted a healthy lifestyle, invested in environmental protection, and provided financial aid to veterans and disabled people.

Stanislav Kuznetsov
We participate actively in charity work. In 2016, the construction workers of the Services section installed 430 playgrounds and sports grounds within a short time, equipped 16 ambulances for the administration of Tambov, built a preschool in Nazran, and implemented other socially significant projects.
Stanislav Kuznetsov Deputy Chairman of the Executive Board
Charity activity costs structure, RUB mln
Area of support 2013 2014 2015 2016 Share in total volume for 2016, %
Sports 371.6 180.3 174.3 499.9 13.3
Healthcare 76.7 174.2 62.9 193.4 5.1
Culture 287.8 263.1 234.7 559.2 14.9
Religious organizations 34.8 39.1 7.7 112.0 3.0
Education 157.9 185.1 214.0 360.9 9.6
Child welfare facilities, development of the creative skills of children and an inclusive environment 228.3 188.2 1,369.8 752.0 20.0
Veterans and disabled people 53.3 76.2 233.9 139.4 3.7
Provision of financial aid 0.3 77.5 108.4 348.1 9.3
Forums and congresses 1.2 0.4 6.1 19.6 0.5
Research and development, environmental protection, and preservation of cultural heritage objects 401.1 387.3 611.7 771.9 20.5
Total 1,612.9 1,571.5 3,023.4 3,756.5 100.0

To make charity support more effective, in 2016, Sberbank adopted uniform principles for such support in all territorial banks.

In 2017, Sberbank will allocate funds within the framework of its charity activity to implement projects which are socially significant for individual regions and for the whole country. Sberbank will continue to cooperate with organizations that are permanent participants of Sberbank’s charity programs as part of the development of corporate social responsibility.

In autumn 2016, Sberbank provided Russians with the opportunity to visit the largest national and regional museums for free and literally made art accessible to everyone as part of the Art of Preservation project, which took place in 28 museums in 27 cities across the country. Thanks to Sberbank, over 300,000 people were able to connect with beauty, and even in the largest museums of the country attendance was several times greater than usual: for example, the Russian Museum in Saint Petersburg set historical records.

“A gift not for ourselves but for everyone”, that is the project’s ideology, which made it possible to bring its inclusive component to life: the opening of the first exhibit of pictures for the blind and visually impaired in Russia, “Seeing the Invisible.” For this ambitious project, implemented in collaboration with the Pushkin State Museum of Fine Arts, a Spanish publishing office made six tactile pictures using an embossed printing technique. Each of the pictures was accompanied by a special audio guide read by national artist of Russia Yevgeny Mironov. The exhibition sparked such a massive public response that a tour around Russia is scheduled for 2017.

Support for culture

For the purpose of supporting national culture and art and preserving and developing our artistic heritage, Sberbank continued to collaborate with various cultural establishments. Sberbank traditionally supports the leading Russian theaters. For example, Sberbank has been a general partner of the “Golden Mask” national theatrical festival for the last 15 years, and since 2011 it has also been a general partner of offsite creative events held by the Obraztsov Puppet Theater, where the actors of the famous theater go on a tour around Russian cities for the children in orphanages.

Sberbank also supports the Andrey Tarkovsky “Mirror” International Cinema Festival and the International Summer Theater School of the Union of Theater Workers of Russia. In 2016, Sberbank provided its first support to the Saint Petersburg International Cultural Forum and the “Circle of Light” festival in Moscow.

Sberbank also allocated funds for preparing and releasing new performances and concert programs, producing films, holding music festivals and competitinos, organizing tours, purchasing musical instruments, restoring cultural heritage objects, enhancing material and technical facilities, and purchasing theatrical equipment for cultural establishments.

In 2016, as part of the celebration of the 175th anniversary of Sberbank and the promotion of Russian culture in Europe, Sberbank Europe supported concerts of the Mariinsky Orchestra conducted by Valery Gergiyev, which were held in Vienna and Prague. The key partners and clients of Sberbank in Europe were invited to the concerts.

Research and Development

Sberbank took part in preparing practical proposals and recommendations for the elaboration of a Development Strategy for the country and the formation of general principles for the transformation of state administration. The projects included research activities and social and educational campaigns and determined methods and tools for creating the necessary conditions for sustainable economic growth in Russia.

Support for education

Sberbank believes it is important to develop and improve the Russian educational system. The company took part in organizing academic conferences and skills competitions, replenishing the endowments of the leading educational institutions of the country and supporting the scientific potential of youth and the elaboration of advanced educational programs.

Support of child welfare facilities, development of the creative skills of children and an inclusive environment

Sberbank provided substantial aid to child welfare facilities. Work was performed to improve the material and technical facilities of schools, orphanages, and boarding schools. Training programs were developed for general education institutions to develop the creative skills of students and create an inclusive environment for children with special needs and children without parental care. Activities were organized for the rehabilitation of orphaned children and the development of the creativity of children and youth.

The “Kind New Year Gift” campaign

An annual campaign of Sberbank’s “Contribution to the Future” Charitable Foundation to increase the availability of development classes for children with special needs and children without parental care in the regions of the country. Such classes allow them to acquire new skills, knowledge, and experience they need for a full life. The Foundation supports projects and programs of noncommercial organizations for the socialization, adaptation, and professional orientation of such children and for creating new opportunities for them to become independent society members, to find their vocation, and to be happy: dngp.vbudushee.ru

Contribution to the Future Foundation
  • Sberbank’s Contribution to the Future Charitable Foundation was founded in 2015. The mission of the foundation is to make strategic social investments in the development of the system of Russian general education with due regard to the challenges of the 21st century and an inclusive environment providing members of society with equal opportunities for self-fulfillment and a full life regardless of any peculiarities of development and health.
  • The activity of the Foundation is focused on two key areas: modern education and the development of an inclusive environment.
  • In the field of education, the Foundation strives to change the educational paradigm with consideration for the objectives of the development of skills and competencies relevant for the rapidly changing world of the 21st century. The Foundation’s programs provide for: analysis of global trends and preparation of recommendations on the key competencies of the new era and formats for their development; elaboration and approval for further distribution of new educational programs for mainstream schools, education technologies and formats, and forms of assessment; and support for new leaders of the educational system.
  • In the field of developing an inclusive environment, the Foundation tries to create the necessary conditions for socialization, career guidance, and further employment of orphans and children with special needs with an emphasis on limited mental development. Tools will include development of infrastructure and distribution of the best solutions and practices as well as involvement of interested participants (including Sberbank employees, partners, and clients) in the programs and projects of the Foundation in this area.
Current projects of 2016–2017
Modern Education:
  • Supporting the Teacher for Russia Program (New Teacher Foundation)
  • Social and emotional intelligence at school (educational programs for the four stages of general education)
  • 4 “Cs” at school: Critical and Creative thinking, Communication, and Cooperation (class assignments and recommendation method) (together with the National Research University Higher School of Economics)
  • The “Skills School of the 21st Century” educational initiatives competition (together with the National Research University Higher School of Economics) skills21.vbudushee.ru
  • Report on New Literacy and Key Competencies in the 21st century (together with the National Research University Higher School of Economics and the world’s leading educational institutes)
  • Supporting a competition of educational innovations
  • Educational programs for working with children with special needs (together with the Way Out Foundation)
  • Publishing the books “Teachers to Teachers” and “Teachers to Parents”.

  • Projects to be started in 2017:
  • A methodical center for new literacy and competencies of the 21st century
  • Soft-skills development modules on sites for additional education (Sirius, Artek, Quantorium, and others)
  • A succession pool of school principals (together with the National Research University Higher School of Economics and the Agency for Strategic Initiatives)
  • The Parents program (together with the Sberbank Program for Children and Parents)
  • Financial literacy
  • Learning How to Learn
Inclusive Environment:
  • The “Kind New Year Gift” campaign
  • The book “For Children about Children: Disability As It Is”
  • The promotional event “Observation Wheel: Opening Art for Kids” together with the Art of Being Near Foundation

  • Projects to be started in 2017:
  • An inclusive day at the museum (all-Russian event) with the participation of the Program “Observation Wheel: Opening Art for Kids” of the Art of Being Near Foundation
  • A pilot program for employing young people leaving orphanages at Sberbank (Saint Petersburg and Moscow) together with the Raul Foundation

Support for a healthy lifestyle

While broadcasting healthy lifestyle ideas within the company, Sberbank also gets involved in the development of physical education and mass sports in the country. Sberbank provided charitable support to sports federations and clubs, contributed to strengthening the infrastructure of sports facilities, and took part in the organization and holding of various sports events for vulnerable social groups.

Protection of the environment and cultural heritage

Sberbank sees the preservation of a healthy planet and objects of cultural and historical heritage for future generations as one of the most important and significant aspects of its social activity. That is why this year Sberbank continued to support various activities for environmental protection (improvement of the environmental situation, protection of wildlife sanctuaries and park lands) and animal protection and allocated considerable funds for the maintenance and restoration of items of culture and art.

Provision of financial aid

Sberbank provided financial aid to individuals and families in difficult straits

Support for veterans and disabled people

Sberbank directed charitable aid to various establishments for veterans and disabled people. The Bank implemented programs for targeted aid delivery, social rehabilitation, and adaptation of veterans and disabled people in society.

Memory of Generations Charitable Foundation

In 2016, the Memory of Generations Foundation provided aid to 1,746 veterans of various combat operations, who received needed rehabilitation equipment, medical devices and drugs, as well as support in prosthesis of lower and upper extremities. 473 veterans live on a permanent basis in 33 state boarding houses in various cities of Russia, from Kaliningrad to Vladivostok. At the same time, the Foundation launched production in Russia of a new symbol of the country—the Red Carnation badge. The Foundation engaged veterans of combat operations in the partial assembly and packing of the Red Carnation badges. 672,000 badges were sold in federal grocery chains in May and June. Net profit from the promotional event in the amount of RUB 11,201,408.88 was allocated to support the veterans of combat operations attended by the Memory of Generations Foundation.

The Memory of Generations Foundation is a unique federal project established in 2015, on June 22, the day World War II started, at the initiative of Herman Gref, CEO, Chairman of the Executive Board of Sberbank.

Благотворительные и спонсорские проекты

Будучи социально ответственным и системообразующим финансовым институтом, Сбербанк традиционно уделяет большое внимание развитию проектов, имеющих социальную значимость для регионов присутствия Сбербанка и страны в целом.

В 2016 году Сбербанк поддерживал культурные события, финансировал научные исследования и образовательные инициативы, помогал детским учреждениям и содействовал развитию творческих способностей у детей и инклюзивной среды, популяризировал здоровый образ жизни, инвестировал в охрану окружающей среды, оказывал материальную поддержку ветеранам и инвалидам.

Станислав Кузнецов
Мы активно участвуем в благотворительной деятельности. Строителями Блока «Сервисы» в 2016 году в кратчайшие сроки смо нтированы 430 детских и спортивных площадок, оснащены 16 машин скорой помощи для администрации г. Тамбова, построен детский сад в г. Назрани и реализованы другие общественно значимые проекты.
Станислав Кузнецов Заместитель Председателя Правления
Структура затрат на благотворительную деятельность, млн рублей
Сфера поддержки 2013 2014 2015 2016 Доля в объеме за 2016 год, %
Спорт 371,6 180,3 174,3 499,9 13,3
Здравоохранение 76,7 174,2 62,9 193,4 5,1
Культура 287,8 263,1 234,7 559,2 14,9
Религиозные организации 34,8 39,1 7,7 112,0 3,0
Образование 157,9 185,1 214,0 360,9 9,6
Детские учреждения, развитие творческих способностей детей, инклюзивной среды 228,3 188,2 1 369,8 752,0 20,0
Ветераны и инвалиды 53,3 76,2 233,9 139,4 3,7
Оказание материальной помощи 0,3 77,5 108,4 348,1 9,3
Форумы и конгрессы 1,2 0,4 6,1 19,6 0,5
Научные разработки, охрана окружающей среды и сохранение объектов культурного наследия 401,1 387,3 611,7 771,9 20,5
ИТОГО 1 612,9 1 571,5 3 023,4 3 756,5 100,0


В целях бóльшей эффективности благотворительной помощи в 2016 году Сбербанк ввел единые принципы оказания такой помощи во всех территориальных банках.

В 2017 году Сбербанк в рамках благотворительной деятельности направит финансовые средства на реализацию проектов, имеющих социальную значимость как для отдельных регионов, так и для всей страны в целом. Сбербанк продолжит сотрудничество с организациями – постоянными участниками благотворительных программ Сбербанка в рамках развития корпоративной социальной ответственности.

Осенью 2016 года Сбербанк предоставил возможность россиянам бесплатно посетить крупнейшие национальные и региональные музеи и в прямом смысле сделал искусство доступным каждому в рамках проекта «Искусство сохранять», который проходил в 28 музеях 27 городов страны. Благодаря проекту Сбербанка более 300 тыс. человек приобщились к прекрасному. Многократно увеличилась посещаемость даже в самых крупных музеях страны: так, в Русском музее в г. Санкт-Петербурге были установлены исторические рекорды.

«Подарок не для себя, а для всех» – такова идеология проекта, которая позволила воплотить в жизнь его инклюзивную составляющую: открытие первой в России выставки картин для незрячих и слабовидящих «Видеть незримое». Для этого амбициозного проекта, который был реализован совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, испанское полиграфическое бюро произвело шесть тактильных картин, выполненных в технике рельефной печати. Каждая из картин сопровождалась специальным аудиогидом, озвученным народным артистом России Евгением Мироновым. Выставка вызвала настолько большой резонанс, что в 2017 году запланирован ее тур по регионам России.

Поддержка культуры

В целях поддержки отечественной культуры, искусства, сохранения и развития художественного наследия Сбербанк продолжил сотрудничество с различными учреждениями культуры. Традиционно Сбербанк поддерживает ведущие российские театры. Так, уже на протяжении 15 лет Сбербанк является генеральным партнером национального театрального фестиваля «Золотая маска», а с 2011 года – генеральным партнером выездных творческих акций Театра кукол им. С. В. Образцова, в рамках которых актеры знаменитого театра проводят гастроли в городах России для воспитанников детских домов.

Также Сбербанк поддерживает Международный кинофестиваль «Зеркало» им. Андрея Тарковского и Международную летнюю театральную школу Союза театральных деятелей России. В 2016 году впервые оказали поддержку Санкт-Петербургскому международному культурному форуму и фестивалю «Круг света» в Москве.

Наряду с этим Сбербанк направлял средства на подготовку и выпуск новых спектаклей, концертных программ, производство фильмов, проведение музыкальных фестивалей и конкурсов, организацию гастролей, приобретение музыкальных инструментов, реставрацию объектов культурного наследия, укрепление материально-технической базы и приобретение театрального оборудования для учреждений культуры.

В 2016 году в рамках празднования 175-летия Сбербанка и продвижения российской культуры в Европе Sberbank Europe поддержал концерты Мариинского оркестра под руководством Валерия Гергиева, которые прошли в г. Вене и Праге. На концерты получили приглашение ключевые партнеры и клиенты Сбербанка в Европе.

Научные разработки

Сбербанк участвовал в подготовке практических предложений и рекомендаций для разработки Стратегии развития страны и формирования общих принципов трансформации государственного управления. В рамках проектов проводились научные исследования, общественно-просветительские акции, определялись методы и инструменты для создания условий устойчивого экономического роста в России.

Поддержка образования

Сбербанк считает немаловажным развитие и совершенствование российской образовательной системы. Компания участвовала в организации учебно-научных конференций и олимпиад, пополнении целевого капитала ведущих учебных заведений страны, поддерживала научный потенциал молодежи и разработку передовых образовательных программ.

Поддержка детских учреждений, развитие творческих способностей детей, инклюзивной среды

Значительную помощь Сбербанк оказывал детским учреждениям. Проведены работы по укреплению материально-технической базы школ, детских домов, школ-интернатов. Разработаны учебные программы для общеобразовательных учреждений, направленных на развитие творческих способностей учащихся, создание инклюзивной среды для детей с особенностями развития и детей, оставшихся без попечения родителей. Организованы мероприятия, направленные на реабилитацию детей-сирот, развитие детского и юношеского творчества.

Акция «Добрый новогодний подарок»

Ежегодная акция Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», призванная повысить в регионах страны доступность развивающих занятий для детей с особенностями развития и здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей. Такие занятия помогают им получить новые навыки, знания и опыт, необходимые для полноценной жизни. Фонд поддерживает проекты и программы некоммерческих организаций по социализации, адаптации и профориентации таких детей, создавая для них новые возможности стать самостоятельными членами общества, найти свое призвание и быть счастливыми: http://dngp.vbudushee.ru/.

Фонд «Вклад в будущее»
  • Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» был учрежден в 2015 году. Миссия фонда – в осуществлении стратегических социальных инвестиций в развитие системы российского общего образования с учетом вызовов XXI века и инклюзивной среды, обеспечивающей членам общества равные возможности самореализации и полноценной жизнедеятельности вне зависимости от особенностей развития и здоровья.
  • Деятельность Фонда сосредоточена на двух ключевых направлениях: современном образовании и развитии инклюзивной среды.
  • В области образования Фонд стремится к  смене парадигмы образования с учетом задач развития навыков и компетенций, актуальных для быстро меняющегося мира XXI века. Программами Фонда предусмотрены: анализ мировых тенденций и подготовка рекомендаций по ключевым компетенциям нового времени и форматам их развития; разработка и апробация для дальнейшего тиражирования новых образовательных программ для массовой школы, технологий и форматов обучения, форм оценки; поддержка новых лидеров системы образования.
  • В области развития инклюзивной среды Фонд стремится создавать условия для социализации, профориентации и дальнейшего трудоустройства детей-сирот и детей с особенностями развития с акцентом на ограничения ментального развития. Инструментами станут развитие инфраструктуры и распространение лучших решений и практик, а также вовлечение заинтересованных участников (в том числе сотрудников Сбербанка, его партнеров и клиентов) в программы и проекты Фонда по данному направлению.
Текущие проекты 2016–2017 годов
Направление «Современное образование»:
  • поддержка Программы «Учитель для России» (Фонд «Новый учитель»);
  • социальный и эмоциональный интеллект в школе (образовательные программы для четырех ступеней общего образования);
  • 4К в школе: критическое и креативное мышление, коммуникация, кооперация (учебные задания и метод рекомендации) (совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики»);
  • конкурс образовательных инициатив «Школа навыков XXI века» (совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики»)(skills21.vbudushee.ru);
  • Доклад «Новая грамотность и ключевые компетенции в XXI веке» (совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ведущими мировыми институтами образования);
  • поддержка конкурса инноваций в образовании;
  • образовательные программы по работе с детьми с особенностями развития (совместно с Фондом «Выход»);
  • издание книг «Учителя-Учителям», «Учителя-Родителям»

  • Проекты, планируемые к запуску в 2017 году:
  • Методический центр по новой грамотности и компетенциям XXI века;
  • модули развития soft-skills на площадках дополнительного образования («Сириус», «Артек», «Кванториум» и др.);
  • кадровый резерв директоров школ (совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Агентством стратегических инициатив);
  • Родительская программа (совместно с Программой Сбербанк для детей и родителей);
  • финансовая грамотность;
  • учить учиться.
Направление «Инклюзивная среда»:
  • акция «Добрый новогодний подарок»;
  • книга «Детям о детях: инвалидность по-честному»;
  • акция «Колесо обозрения: откроем детям искусство» совместно с Фондом «Искусство быть рядом».
  • Проекты, планируемые к запуску в 2017 году:
  • инклюзивный день в музее (всероссийская акция) при участии Программы «Колесо обозрения: откроем детям искусство» Фонда «Искусство быть рядом»;
  • пилот по трудоустройству выпускников детских домов в Сбербанке (г. Санкт-Петербург и Москва) совместно с Фондом «Рауль».

Поддержка здорового образа жизни

Транслируя идеи здорового образа жизни внутри компании, Сбербанк не остается в стороне от развития физической культуры и массового спорта в стране. Сбербанк оказывал благотворительную помощь спортивным федерациям и клубам, содействовал укреплению материально-технической базы спортивных сооружений, участвовал в организации и проведении различных спортивных мероприятий для социально незащищенных слоев населения.

Охрана окружающей среды и объектов культурного наследия

Сохранение здоровой планеты и объектов культурного и исторического наследия для будущих поколений Сбербанк считает одними из самых важных и значимых в своей социальной деятельности, поэтому и в этом году поддерживал различные мероприятия по охране окружающей среды (улучшению экологической обстановки, охране заповедников и лесопарковых территорий) и защите животных, выделял значительные средства на содержание и реставрацию предметов культуры и искусства.

Оказание материальной помощи

Сбербанк оказывал материальную помощь физическим лицам и семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Поддержка ветеранов и инвалидов

Благотворительная помощь была направлена Сбербанком различным учреждениям для ветеранов и инвалидов. Реализованы программы по оказанию адресной помощи, социальной реабилитации и адаптации ветеранов и инвалидов в обществе.

Благотворительный фонд «Память поколений»

В 2016 году Фонд «Память поколений» оказал поддержку 1 746 ветеранам различных боевых действий, которые получили необходимые средства реабилитации, медицинские приборы и лекарственные препараты, а также помощь в протезировании нижних и верхних конечностей. 473 ветерана на постоянной основе проживают в 33 государственных домах-интернатах, расположенных в различных городах России от Калининграда до Владивостока. Наряду с этим, Фонд запустил российское производство нового символа страны – значка «Красная гвоздика». К работам по частичной сборке и упаковке значков «Красная гвоздика» были привлечены ветераны боевых действий. В период с мая по июнь в федеральных продуктовых сетях было продано 672 тыс. значков. Чистая прибыль от реализации акции – 11 201 408,88 рублей – была направлена на оказание помощи ветеранам боевых действий – подопечным Фонда «Память поколений».

Фонд «Память поколений» – уникальный проект федерального масштаба, созданный в 2015 году, 22 июня, в день начала Великой Отечественной войны по инициативе Германа Грефа, Президента, Председателя Правления ПАО Сбербанк.