Wealth management

Market leadership

In 2016, Sberbank clients acquired over 12 mln products. The total number of products sold since the formation of this sector in 2009 exceeds 32 mln.

Sberbank continues to develop long-term life insurance programs for its clients. For example, clients of the Sberbank First and Sberbank Premier premium channels took out more than 50 thousand policies of universal and unit-linked life insurances. Long-term insurance programs are a source of not only commission income but also a significant volume of long-term funds raised.

Substantial growth has been achieved in the development of corporate insurance products, with over 200 thousand insurance contracts being drawn up during the year.

The effective use of centralized sales-management technologies in the network of bank service offices helped considerably boost the sales of packaged insurance products, with average monthly volumes exceeding 230 thousand units.

One particularly important result of the year was the transition to electronic digital signatures for mandatory pension insurance (MPI) contracts with Nonstate Pension Fund of Sberbank JSC. In addition, at the end of the year, Sberbank commenced its sale of nonstate pension (NSP) contracts in the network of bank service offices, and Sberbank’s clients gained the ability to personally form their pension savings. The new product attracted much interest, with about 70 thousand NSP contracts being drawn up in November–December 2016.

Sberbank offers a broad line of wealth management products to its clients sold in all business segments of the Bank: Retail and Corporate blocks, CIB, and Private banking. At present, the following products are available for purchase at Sberbank: insurance products—voluntary life insurance, collateral insurance for consumer and corporate loans, corporate insurance of financial risks and third-party liability, packaged insurance products “Credit Card Protection,” “Home Protection,” “Family Protection+,” “Stable Business,” etc.; investment products—accumulative and investment life insurance, individual investment accounts, mutual investment funds, trust management; pension products—nonstate pension schemes, mandatory pension insurance.

The provision of services via remote channels is one of the key and most promising areas of business development. Today, Sberbank clients can purchase insurance, pension, and investment products online at www.sberbank.com, the websites of subsidiary entities, Sberbank Online, and text banking. The overall number of electronic sales of welfare products exceeded 70 thousand in 2016. In 2017, attention will be focused on the further development of online product sales.

Subsidiary Companies

Insurance company Sberbank Insurance LLC

The company continues to earnestly develop its product line, increasing sales and improving its positions in the rating of Russian insurers. Company revenues from insurance premiums more than doubled in 2016 compared to 2015, amounting to a total of RUB 8.5 bln.

Today, the company offers more than 60 products for individuals and corporate clients, and the effectiveness of its work is confirmed by the financial results: in 2016 IFRS net profits amounted to over RUB 925 mln. Based on the results of 2016, the company had fifth place among the major insurers of Russia in terms of the number of contracts signed. In terms of overall revenue, the company comes in at 22nd place, moving up from 34th in 2015.

Insurance company Sberbank insurance life LLC

The company is a Sberbank partner in programs involving credit, risk, and accumulative and investment life insurance. Based on the results of 2016, the Bank’s revenues from premiums amounted to RUB 58.3 bln, exceeding the same period of the preceding year by 33.7%. The company retained its leading position in the Russian life insurance market with its 29% market share, according to the Association of Life Insurers.

In 2016, the company continued to broaden its product line. An innovative telemarketing channel was launched in H1, integrating updated versions of the “Family Protection” and “Protected Borrower” products. Now, the “Protected Borrower” insurance program is also available via the company’s online channel.

The second release of the “Rentier” product was rolled out in the Sberbank first channel, which substantially broadens the choice of options available to clients of premium channels. The “Rentier” program received the Investor Awards prize for the best investment product on the Russian market according to the results of the previous year.

To all holders of the Sberbank Premier service package, Sberbank and insurance company now offer the option to obtain independent medical consultations by the world’s leading experts upon the first-time diagnosis of a serious disease (as part of the “Expert Second Medical Opinion” program).

A coupon version of the Smart Policy product is also now available in the Sberbank first and Sberbank Premier premium channels, which is unique because it ensures certain fixed payments for clients even in the conditions of minimum growth rates on the market.

Partnership agreements have been reached with LLC Rostelecom – Retail Systems (the company offers packaged products, the “Right Choice” and “Safety Belt,” to clients throughout Russia) and Rosbank (its clients can acquire “Mayak” investment life insurance and “Capital” accumulative life insurance).

Modifications of the “Protected Borrower” and “Cart Blanche” products have been introduced. The “Protected Borrower” program now contains a reduced list of qualifications to obtain insurance, thus making the product available to a wider range of clients, including small and microbusiness clients.

In 2016, the company was ranked among the five major insurers of Russia.

Sberbank Insurance Broker LLC

The company has a leading position in regional presence among brokers in the Russian market. According to the results of 2016, the company holds 3rd place among insurance brokers in Russia by volume of revenue with its 19% market share.

Sberbank PPF CJSC

Nonstate Pension Fund of Sberbank JSC is the absolute leader in the market of mandatory pension insurance: first place in the volume of pension savings and number of insured persons. The pension assets growth rate of the company substantially surpasses the growth rate of the industry. The company’s market share comes to 16.7% in the volume of pension savings, and to 14.2%, in terms of the number of insured persons. By the results of 2016, pension assets amounted to RUB 371 bln, which is 1.4 times higher than in 2015. The client base grew by 1.3 mln people since the beginning of the year and reached the level of 4.7 mln people.

Based on the results of 2016, the return on investments of pension assets to be recorded on the accounts of insured persons amounted to 9.4%. The return on investment of pension provisions to be recorded on pension accounts in 2016 amounted to 9.04% (the baseline strategy) and 8.07% (Sberbank strategy), with an inflation rate of 5.4%.

In 2016, for the first time ever, the company published its financial statements according to IFRS and became the leader among TOP 10 non-state pension funds by 2015 net profits. In 2016 the fund’s net profit increased by 1.5 times up to RUB 6.4 bln.

An average client account of mandatory pension insurance amounted to RUB 82.5 thousand, exceeding the average market level by 17.5%.

According to the Pension Fund of Russia, Nonstate Pension Fund of Sberbank JSC signed over 50% of the total number of mandatory pension insurance contracts made by nonstate pension funds in 2016.

Sberbank Asset Management JSC

The assets managed by the company amounted to RUB 121.3 bln by the end of 2016, which makes the company one of the leaders in the collective investments market. Sberbank Asset Management JSC occupies 1st place based on the volume of resources in open-end mutual funds; the company manages assets worth RUB 28.8 bln in 20 open-end mutual funds, and its market share comes to 22.1%. The value of net assets of the five closed-end real estate mutual investment funds grew by more than 30% during the year and reached RUB 12.3 bln.

The authoritative international Extel Survey ranking recognized Sberbank Asset Management JSC as the best management company in Russia in 2014, 2015, and 2016.



Sberbank’s Depository

Sberbank’s Depository is the leader in the Russian market of depository services based on the volume of assets under custody. During 2016, the assets under custody grew from RUB 4.2 trln to a record value of RUB 6.0 trln. The number of depository accounts opened at Sberbank’s Depository increased from 442.6 thousand to 551 thousand.

Sberbank’s Depository also occupies the leading position among Russian depository banks based on the number of depository receipts (ADR/GDR) under maintenance (55 programs for shares of 33 Russian issuers by the end of 2016) in cooperation with world DR issuers: BNY Mellon, JP Morgan, and Citibank.The quality of Sberbank’s Depository services is confirmed by its stable high rating from the Global Custodian authoritative international journal, generated on the basis of opinions from international clients. By the end of 2016, the Depository had proven once again its leading positions in respect to competitors in the Russian market as well as received recognition as one of the best in the world’s emerging markets. The Depository earned high rating scores in all categories of services for which a market analysis was performed in Russia and earned the Global Outperformer award.In the course of 2016, Sberbank’s Depository implemented the following measures aimed at the development of business and optimization of operations:

  • Commencement of servicing depository receipt programs for shares of JSC Novatek and AFK Sistema as well as the organization of closed subscriptions for the issue of depository receipts of JSC MTS
  • Approval by the Supervisory Board of the changes to the RDR program of RUSAL, providing for the conversion of RDR into foreign shares circulating on the Moscow Exchange to be effected in 2017
  • Launching a pilot project on the securitization of mortgage loans and issue of mortgage securities as part of the “Factory of AHML mortgage securities (Agency for Housing Mortgage Lending)”
  • Tender awarded for the operator of the depo account of one of the two largest international clearing centers, Clearstream Banking S.A., by nonbank financial institution CJSC NSD (National Settlement Depository)
  • Starting on July, 2016, introducing a new technology for corporate actions involving securities in ISO 20022 format and the commencement of e-mail and text notifications of clients about corporate actions, as required by changes in the legislation on securities
  • Debut of the “Mortgage collateral accounting on the basis of blockchain technology” project at the Laboratory of innovations
  • Construction of a model of potential Bank client demand for depository–brokerage services using Big Data technology.

Управление благосостоянием и страхование

Лидерство на рынках


АО «НПФ Сбербанка»
рынке
По объему пенсионных накоплений.

В 2016 году клиенты Сбербанка приобрели более 12 млн продуктов благосостояния. Общее число реализованных продуктов благосостояния с момента основания данного направления в 2009 году превысило 32 млн единиц.

Сбербанк продолжает развивать долгосрочные программы страхования жизни клиентов. Так, клиенты премиальных каналов «Сбербанк Первый» и «Сбербанк Премьер » оформили свыше 50 тыс. полисов накопительного и инвестиционного страхования жизни. Долгосрочные страховые программы являются источником не только комиссионного дохода, но и значительного объема долгосрочных привлеченных средств.

Существенный рост достигнут в развитии продаж корпоративных страховых продуктов: за год реализовано более 200 тыс. договоров страхования.

Эффективное использование централизованных технологий управления продажами в сети офисов банковского обслуживания позволило значительно нарастить продажи коробочных страховых продуктов частным клиентам: среднемесячный объем составил более 230 тыс. единиц.

Важным итогом года стал переход на технологию электронной цифровой подписи при оформлении договоров об обязательном пенсионном страховании с АО «НПФ Сбербанка». Кроме того, в конце года Сбербанк приступил к реализации в сети офисов банковского обслуживания договоров негосударственного пенсионного обеспечения: клиенты Сбербанка получили возможность самостоятельно формировать пенсионные накопления. Интерес к новому продукту оказался высоким: в ноябре – декабре 2016 года было оформлено около 70 тыс. договоров негосударственного пенсионного обеспечения.

Сбербанк предлагает своим клиентам широкую линейку продуктов управления благосостоянием, реализуемых во всех бизнес-сегментах: Розничном и Корпоративном блоках, CIB и Private banking. В настоящий момент в Сбербанке можно приобрести: страховые продукты – добровольное страхование жизни, страхование залогов по кредитам частных и корпоративных клиентов, страхование финансовых рисков и гражданской ответственности корпоративных клиентов, коробочные страховые продукты – «Защита карты», «Защита дома», «Защита близких+», «Стабильный бизнес» и др.; инвестиционные продукты – накопительное и инвестиционное страхование жизни, индивидуальные инвестиционные счета, паевые инвестиционные фонды, доверительное управление, пенсионные продукты – негосударственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование.

Одним из ключевых и перспективных направлений развития бизнеса благосостояния является предоставление сервисов в удаленных каналах. Сегодня клиенты Сбербанка имеют возможность совершить онлайн-покупку страховых, пенсионных и инвестиционных продуктов через сайт www.sberbank.ru, сайты дочерних обществ, Сбербанк Онлайн, Мобильный банк. Общее количество электронных продаж продуктов благосостояния в 2016 году составило более 70 тыс. В 2017 году в фокусе внимания будет дальнейшее развитие онлайн-продаж продуктов благосостояния.

Дочерние компании

ООО СК «Сбербанк страхование»

Общество продолжает активное развитие продуктовой линейки, увеличивая продажи и улучшая свои позиции в рейтинге российских страховщиков. Сборы компании по страховым премиям за 2016 год увеличились более чем вдвое по сравнению с 2015 годом и составили 8,5 млрд рублей.

Сегодня компания предлагает более 60 продуктов для частных и корпоративных клиентов, а эффективность ее работы подтверждается финансовыми результатами: в 2016 году чистая прибыль по МСФО составила более 925 млн рублей. По итогам 2016 года компания заняла пятое место среди крупнейших страховщиков России по количеству заключенных договоров. По общему объему сборов компания занимает 22-е место, переместившись на него с 34-го места в 2015 году.

ООО СК «Сбербанк страхование жизни»

Общество является партнером Сбербанка по программам кредитного, рискового, накопительного и инвестиционного страхования жизни. По итогам 2016 года сборы премий компании составили 58,3 млрд рублей, что на 33,7 % больше показателя аналогичного периода прошлого года. Компания сохранила лидирующее положение на российском рынке страхования жизни с долей рынка 29 %, по данным Ассоциации страховщиков жизни.

В 2016 году продолжилось расширение продуктовой линии компании. В первом полугодии запущен инновационный для отрасли канал «Телемаркетинг», в работу которого интегрированы обновленные версии продуктов «Защита семьи» и «Защищенный заемщик». Страховая программа «Защищенный заемщик» теперь доступна и через онлайн-канал компании.

В канале «Сбербанк Первый» запущен второй релиз продукта «Рантье», позволивший существенно расширить набор опций, которые доступны клиентам премиальных каналов. Продукт «Рантье» завоевал премию Investor Awards как лучший инвестиционный продукт на российском рынке по итогам прошлого года.

Сбербанк совместно со страховой компанией предложили всем владельцам пакета услуг «Сбербанк Премьер» возможность получения независимой медицинской экспертизы лучших мировых специалистов при первичном диагностировании серьезного заболевания (в рамках Программы «Второе экспертное медицинское мнение»).

Также в премиальных каналах «Сбербанк Первый» и «Сбербанк Премьер» запущена купонная разновидность продукта «СмартПолис» , отличительной особенностью которой является возможность для клиента получать фиксированные выплаты по Программе даже при минимальных темпах роста рынка.

Достигнуты партнерские соглашения с ООО «Ростелеком – Розничные системы» (компания предлагает своим клиентам на всей территории России новые коробочные продукты компании – «Верный выбор» и «Ремень безопасности») и Росбанком (его клиенты могут приобрести продукты «Маяк» (ИСЖ) и «Капитал» (НСЖ)).

Реализованы модификации продуктов «Защищенный заемщик» и «Карт-Бланш». В Программе «Защищенного заемщика» сокращен перечень ограничений при принятии на страхование, что позволит предлагать продукт бóльшему кругу клиентов, в том числе клиентам малого и микробизнеса.

В 2016 году компания вошла в пятерку крупнейших страховщиков России.

ООО «Страховой брокер Сбербанка»

Компания – лидер по региональному присутствию среди брокеров на российском рынке. По итогам 2016 года компания занимает третье место среди страховых брокеров на российском рынке по размеру выручки с долей рынка 19 %.

АО «НПФ Сбербанка»

АО «НПФ Сбербанка» – безусловный лидер на рынке обязательного пенсионного страхования: первое место по объему пенсионных накоплений и количеству застрахованных лиц. Темпы роста пенсионных активов компании существенно опережают темпы роста отрасли. Доля рынка по объему пенсионных накоплений составляет 16,7 %, по количеству застрахованных лиц – 14,2 %. По итогам 2016 года пенсионные активы составили 371 млрд рублей, что в 1,4 раза выше, чем в 2015 году. Клиентская база с начала года выросла на 1,3 млн и составляет 4,7 млн человек.

Доходность инвестирования средств пенсионных накоплений по результатам 2016 года для отражения на счетах застрахованных лиц составила 9,4 %. Доходность размещения пенсионных резервов по результатам 2016 года для начисления на пенсионные счета составила 9,04 % (Базовая стратегия) и 8,07 % (Стратегия Сбербанка) при инфляции 5,4 %.

В 2016 году компания впервые опубликовала финансовую отчетность по МСФО и заняла первое место по чистой прибыли за 2015 год среди топ-10 негосударственных пенсионных фондов. Чистая прибыль за 2016 год выросла в 1,5 раз – до 6,4 млрд рублей.

Средний счет клиента по обязательному пенсионному страхованию составил 82,5 тыс. рублей, что на 17,5 % больше среднерыночного показателя.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, АО «НПФ Сбербанка» в 2016 году заключило более 50 % от всего количества договоров обязательного пенсионного страхования, заключенных негосударственными пенсионными фондами.

АО «Сбербанк Управление активами»

Активы под управлением компании по итогам 2016 года составили 121,3 млрд рублей, что делает компанию одним из лидеров рынка коллективных инвестиций. АО «Сбербанк Управление активами» занимает первое место по объему средств в открытых паевых инвестиционных фондах – в 20 открытых паевых инвестиционных фондах под управлением компании находится 28,8 млрд рублей, а доля рынка составляет 22,1 %. Стоимость чистых активов пяти закрытых паевых фондов недвижимости за год увеличилась более чем на 30 % и составила 12,3 млрд рублей.

Авторитетный международный рэнкинг Extel Survey признавал АО «Сбербанк Управление активами» лучшей управляющей компанией в России в 2014, 2015 и 2016 годах.



Депозитарий ПАО Сбербанк

Депозитарий ПАО Сбербанк является лидером российского рынка депозитарных услуг по объему активов на хранении. В течение 2016 года активы на хранении возросли с 4,2 трлн рублей до рекордной величины в размере 6,0 трлн. Количество счетов депо клиентов на обслуживании в Депозитарии Сбербанка увеличилось с 442,6 тыс. до 551,0 тыс.

Депозитарий Сбербанка также лидирует среди российских банков – депозитариев по количеству программ депозитарных расписок (ADR/GDR) на обслуживании (55 программ на акции 33 российских эмитентов на конец 2016 года), сотрудничая с мировыми эмитентами расписок: BNY Mellon, JP Morgan и Citibank.

Подтверждением качества услуг Депозитария Сбербанка служат стабильно высокие оценки от авторитетного международного журнала Global Custodian, формируемые на основе отзывов международных клиентов. По итогам 2016 года Депозитарий подтвердил свои лидирующие позиции относительно конкурентов на российском рынке, а также признан в числе лучших на развивающихся рынках в мире. Получены высокие рейтинговые оценки во всех категориях услуг, по которым проводилось исследование рынка в России, а также награда Global Outperformer.В течение 2016 года Депозитарием ПАО Сбербанк были реализованы следующие мероприятия по развитию бизнеса и оптимизации работы:

  • приняты на обслуживание программы депозитарных расписок на акции ПАО «НОВАТЭК» и АФК «Система», а также проведена закрытая подписка на выпуск депозитарных расписок ПАО МТС;
  • утверждены Наблюдательным советом изменения в программу российских депозитарных расписок (РДР) РУСАЛа, предусматривающие конвертацию в 2017 году РДР в иностранные акции, обращающиеся на Московской бирже;
  • запущен пилотный проект по секьюритизации ипотечных кредитов и выпуску ипотечных ценных бумаг в рамках «Фабрики ипотечных ценных бумаг АИЖК»;
  • выигран тендер на роль оператора счета депо одного из двух крупнейших международных клиринговых центров Clearstream Banking S.A. в НКО ЗАО НРД;
  • в соответствии с изменениями законодательства о ценных бумагах с 1 июля 2016 года внедрена новая технология проведения корпоративных действий с ценными бумагами в формате ISO 20022, начато e-mail- и  СМС -информирование клиентов о корпоративных действиях;
  • открыт проект «Учет ипотечных закладных на основе технологии блокчейн» в Лаборатории инноваций;
  • с использованием технологии Big Data построена модель потенциального спроса клиентов Сбербанка на депозитарно-брокерские услуги.