Loans

Loan portfolio
  2013 2014 2015 2016
Loan portfolio (the Group, IFRS), RUB bln: 3,748 4,847 4,966 5,032
Mortgage loans 1,569 2,270 2,555 2,751
Consumer Loans 1,673 1,868 1,682 1,574
Credit cards and overdrafts 349 539 587 587
Car loans 157 170 142 120
Sberbank’s share in the Russian market, %
Mortgage loans
2013 2014 2015 2016
Sberbank's share in the Russian market of mortgage loans, % 50.4 53.0 55.0 54.6
Volume of Sberbank loans, RUB bln 638 898 667 722
Number of Sberbank loans, thousand loans 451 589 439 475

Mortgage loans remained Sberbank’s priority in the year under review. In total, in 2016, Sberbank issued 475 thousand mortgage loans in the amount of RUB 722 bln, which exceeds the result of the preceding year by 8.3%.

At the beginning of 2016, Sberbank and Rosreyestr (Federal Service for State Registration, Cadastre, and Cartography) launched the electronic registration service for finished housing transactions, and in the middle of the year the pre-existing scheme was supplemented by the option of electronic registration for newly-built property. Over 15 thousand transactions were registered in the electronic system throughout the country over the year.

To settle real estate transactions, Sberbank created a multi-format platform DomClick (“Dom” means “House”). The platform makes it possible to apply for a mortgage loan, select and approve a real estate item, as well as submit transaction documents for a state registration of real property rights. This service unites Sberbank clients, personnel and partners, which are real estate developers and agencies. Over 120 thousand people have already formalized their mortgage loans via DomClick.

The Mortgage for military personnel product was converted into the Credit factory technology, which reduced the decision-making time from ten to four days and increased the market share of this segment from 24.5% to 39.6%. Sberbank is the loan volume leader in this segment according to the results of H2 2016.

The Mortgage with state support program for both finished and in-construction housing in the primary real estate market was extended in March 2016. All in all, mortgage loans in the amount of RUB 429 bln were provided to 254 thousand families as part of this program in 2015–2016, while mortgages worth RUB 237 bln were granted to 142 thousand families in 2016. Upon the completion of the program as of January 1, 2017, Sberbank decided on the possibility of issuing loans on the terms thereof, provided the loan application was submitted in 2016.

Simultaneously with the extension of the “Mortgage with state support” program, Sberbank also launched a “Campaign for developers” with reduced downpayments (starting from 15%) and a fixed annual rate of 13.5%, inclusive of voluntary life insurance. A total of 10.3 thousand loans worth RUB 24.1 bln were issued as part of this program in 2016.

From August till the end of the year, Sberbank conducted a “Campaign for the workers of organizations providing care to orphans and legally free children”, offering soft (from 11.5% to 12.5%) annual lending rates, no surcharges for the mortgage registration, and a reduced initial contribution of 15%.

In 2016, the transfer of loan approval procedures to “Credit factory” technology and underwriters was also completed. The corresponding committees of the regional head offices were excluded from the loan-decision process. As a result, over 200 processes were optimized by a factor of 15, while decision-making time for a number of retail products was decreased by half.

The “Mortgage for Young Families” campaign was extended, and the interest rate discount within the program increased from 0.5% to 0.75%. A total of 122.4 thousand mortgages worth RUB 182 bln were issued as part of this campaign in 2016.

Sberbank decreased its interest rates several times in the course of 2016, by 1.5–2 percentage points in aggregate. Partner channels continued to play an important role in the development of mortgages, with their share during the year growing to up to 46.4%, and the number of partner-companies increasing to 28 thousand. A total of 5.4 thousand mortgage applications from 66 partner-companies were submitted thanks to the introduction of the new service to submit mortgage applications from the partners’ automated systems.

Starting in 2015, Sberbank has been participating in the assistance program for certain categories of housing mortgage borrowers who happened to be in difficult financial situations. The state allocated RUB 4.5 bln for its implementation. Joint-stock company “Agency for Housing Mortgage Lending” is the operator of this program. Over 6.7 thousand families participated in this program in 2016, receiving financial assistance in the amount of RUB 1.2 bln. Sberbank’s share is 73.4% of the total number of transactions carried out as part of this program.

As of the end of 2016, borrowers can submit applications for troubled debt restructuring to any of the Sberbank customer service centers. This scheme has increased the availability of restructuring for our clients, as previously the submission of applications and signing of documents was only possible in towns where overdue debt management subdivisions were located. In addition, Sberbank has simplified the application procedure. The Sberbank website contains information about the restructuring procedure and terms and has an open “hot line” to support the branch managers. All this facilitates product sales, which in turn helps clients ease their debt burden to an acceptable level and avoid default.

Consumer lending

Consumer loans portfolio
2013 2014 2015 2016
Sberbank's share in the Russian market of consumer loans, % 32.8 32.5 33.2 33.2
Volume of Sberbank loans, RUB bln 970 915 519 797
Number of Sberbank loans, thousand loans 5,518 5,081 3,168 4,385

The volume of consumer loans issued by Sberbank in 2016 surpassed the result of 2015 by 53%.

During the year, Sberbank decreased interest rates three times for consumer loans and launched three promotional campaigns, which helped achieve high results in the consumer loans market.

The development of remote service channels tripled the volume of consumer loans processed via these channels and made after-sales servicing more convenient by creating the option for early loan repayment and also making available detailed information on the loan payment schedule.

Car loans

Car loan portfolio
2013 2014 2015 2016
The joint share of Sberbank and Cetelem Bank LLC in the Russian car loan market, % 14.8 15.8 15.2 14.4
Joint position of Sberbank and Cetelem Bank LLC in the car loan market 2 1 1 1
Volume of Sberbank and Cetelem Bank loans, RUB bln 103 85 42 51
Number of Sberbank and Cetelem Bank loans, thousand loans 215 150 80 81

Practically all car loan businesses of the Group in Russia were transferred to Cetelem Bank LLC in 2013. Cetelem Bank LLC is a subsidiary bank of Sberbank specializing in car loans, point-of-sale loans (POS loans), as well as financing for car manufacturers against the assignment of receivables due from dealers (factoring). Partner dealer centers are Cetelem Bank’s main sales channels.

14.4% The joint share of Sberbank and Cetelem Bank LLC in the Russian car loan market

Кредитование

Кредитный портфель
2013 2014 2015 2016
Кредитный портфель (Группа, МСФО), млрд рублей: 3 748 4 847 4 966 5 032
жилищные кредиты 1 569 2 270 2 555 2 751
потребительские кредиты 1 673 1 868 1 682 1 574
кредитные карты и овердрафты 349 539 587 587
автокредиты 157 170 142 120
Доля Сбербанка на российском рынке кредитования, %
Жилищное кредитование
2013 2014 2015 2016
Доля Сбербанка на российском рынке жилищного кредитования, % 50,4 53,0 55,0 54,6
Объем выданных Сбербанком кредитов, млрд рублей 638 898 667 722
Количество выданных Сбербанком кредитов, тыс. шт. 451 589 439 475

Жилищное кредитование оставалось приоритетом Сбербанка в отчетном году. Всего за 2016 год Сбербанком было выдано 475 тыс. ипотечных кредитов на сумму 722 млрд рублей, что на 8,3 % превышает результат предыдущего года.

В начале 2016 году Сбербанк и Росреестр запустили электронную регистрацию для сделок с готовым жильем, а в середине года в уже существующий сервис была добавлена возможность электронной регистрации сделок с первичной недвижимостью. За год в электронной системе зарегистрировано более 15 тыс. сделок по всей стране.

Для проведения операций с недвижимостью Сбербанк создал мультиформатную платформу «ДомКлик». Она позволяет подать заявку на ипотеку, выбрать и одобрить объект недвижимости, а также подать документы по сделке на государственную регистрацию права собственности. Сервис объединяет клиентов, сотрудников и партнеров Сбербанка – застройщиков и агентства недвижимости. Через «ДомКлик» уже оформили ипотеку более 120 тыс. человек.

Продукт «Военная ипотека» переведен на технологию «Кредитная фабрика» , что позволило сократить срок принятия решения по заявке с 10 до 4 дней и достичь увеличения доли на данном рынке с 24,5 до 39,6 %. По итогам второго полугодия 2016 года Сбербанк является лидером по объемам выдач в этом сегменте.

В марте 2016 года была продлена Программа «Ипотека с господдержкой» , распространяющаяся на готовое и строящееся жилье на первичном рынке. Всего в рамках Программы за 2015–2016 годы выдано ипотечных кредитов на 429 млрд рублей для 254 тыс. семей, из них в 2016 году – 237 млрд рублей для 142 тыс. семей. После завершения Программы с 1 января 2017 года Сбербанк принял решение о возможности выдачи кредитов по ее условиям, если заявка на кредит была оформлена в 2016 году.

Одновременно с продлением Программы «Ипотека с господдержкой» была запущена Акция «Для застройщиков» со сниженным размером первоначального взноса (от 15 %) и единой ставкой 13,5 % годовых с учетом добровольного страхования жизни. В 2016 году в рамках данной Акции было выдано 10,3 тыс. кредитов на сумму 24,1 млрд рублей.

С августа и до конца года действовала Акция «Для работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , в рамках которой предлагались льготные процентные ставки от 11,5 до 12,5 % годовых, отсутствие надбавки до регистрации ипотеки и сниженный первоначальный взнос от 15 %.

В 2016 году был завершен перевод процессов принятия решений по кредитам на  «Кредитную фабрику» и андеррайтеров. Комитеты территориальных банков были исключены из процесса кредитования. В результате более 200 процессов оптимизированы в 15 раз, а время принятия решений по ряду розничных продуктов сокращено вдвое.

Акция «Для молодых семей» была продлена: дисконт к процентной ставке в рамках акции составил от 0,5 до 0,75 %. В 2016 году в рамках данной Акции было выдано 122,4 тыс. кредитов на сумму 182 млрд рублей.

В целом в течение 2016 года Сбербанк несколько раз снижал процентные ставки в общей сложности на 1,5–2 п. п. Значимую роль в развитии ипотеки по-прежнему играли партнерские каналы: в этом году их доля в выдачах ипотеки выросла до 46,4 %, а количество компаний-партнеров достигло 28 тыс. В рамках реализации новой услуги – возможности подачи ипотечной заявки из автоматизированной системы партнера – было привлечено 5,4 тыс. заявок на ипотеку из 66 компаний-партнеров.

С 2015 года Сбербанк является участником Программы помощи отдельным категориям ипотечных заемщиков по ипотечным жилищным кредитам, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Для ее реализации государством было выделено 4,5 млрд рублей. Оператором данной Программы является Акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». В течение 2016 года участниками данной Программы стали более 6,7 тыс. семей, которым была оказана помощь на сумму 1,2 млрд рублей. Доля Сбербанка составляет 73,4 % от общего количества сделок, проведенных в рамках данной Программы.

Начиная с конца 2016 года заемщики могут подать заявку на реструктуризацию проблемной задолженности по кредиту в любой офис обслуживания Сбербанка. Данная схема повысила доступность реструктуризации для наших клиентов, так как ранее подача заявки и подписание документов были возможны только в городе присутствия подразделения по работе с просроченной задолженностью. Кроме того, Сбербанк упростил процедуру подачи заявки: на сайте Сбербанка опубликована информация о порядке и условиях проведения реструктуризации, организована горячая линия для поддержки сотрудников офисов, что упрощает продажи продукта, который поможет клиентам снизить долговую нагрузку до приемлемой и избежать возникновения просроченной задолженности.

Потребительское кредитование

Портфель потребительских кредитов
2013 2014 2015 2016
Доля Сбербанка на российском рынке потребительского кредитования, % 32,8 32,5 33,2 33,2
Объем выданных Сбербанком кредитов, млрд рублей 970 915 519 797
Количество выданных Сбербанком кредитов, тыс. шт. 5 518 5 081 3 168 4 385

В 2016 году объем выданных Сбербанком потребительских кредитов на 53 % превысил результат 2015 года.

В течение года Сбербанк трижды снижал процентные ставки по потребительским кредитам и запустил три промоакции, что способствовало достижению высоких показателей на рынке потребительского кредитования.

Благодаря развитию удаленных каналов обслуживания удалось в три раза увеличить объем оформленных через эти каналы заявок на потребительские кредиты, а постпродажное обслуживание в них стало более комфортным: появилась возможность досрочного погашения кредита и стала доступна детальная информация по графику платежей.

Автокредитование

Портфель автокредитов
2013 2014 2015 2016
Совместная доля Сбербанка и Сетелем Банка на российском рынке автокредитов, % 14,8 15,8 15,2 14,4
Совместная позиция Сбербанка и Сетелем Банка на рынке автокредитов 2 1 1 1
Объем выданных Сбербанком и Сетелем Банком кредитов, млрд рублей 103 85 42 51
Количество выданных Сбербанком и Сетелем Банком кредитов, тыс. шт. 215 150 80 81

Практически весь бизнес автокредитования Группы в России был переведен в Сетелем Банк в 2013 году. Сетелем Банк – дочерний банк Сбербанка, который специализируется на выдаче автокредитов, кредитов в точках продаж (POS-кредитование), а также на операциях финансирования автопроизводителя под уступку денежных требований к дилерам (факторинг). Основными каналами продаж Сетелем Банка являются дилерские центры-партнеры.

14,4 % совместная доля Сбербанка и Сетелем Банка на российском рынке автокредитования