Major clients (CIB)

CIB Unit

In 2016, Sberbank significantly reorganized the CIB management team, implemented the project on the centralization of Moscow Bank’s CIB, approved the operational model of CIB customer servicing, and optimized the CIB legal structure. Sberbank approved client and credit strategies for purposeful work with various client segments in accordance with their priority needs. At the same time, Sberbank offered clients new technologies, including the convenient eFX and Sberbank Finline electronic platforms, which already have over 200 active users, and the Trade Funding and Document Flow system. According to the results of annual study held by TNS, the client satisfaction rate of Sberbank CIB increased for the year from 78.5 to 82 and reached the level of the world’s leading investment banks. An equity warrant issue was the first pilot transaction of venture financing and was an important milestone in the operations of CIB.

Operations on Global Markets

Sberbank continued developing its operations in global markets. In particular, Sberbank successfully developed its business in the capital markets. In the equity capital market (ECM), Sberbank CIB successfully finalized the privatization of Alrosa’s SPO for RUB 52 bln, which gave Sberbank CIB the third place on the Russian ECM market based on the annual results. Sberbank CIB retained its leading positions in the organization of ruble bond placements and completed a number of landmark transactions in the international DCM segment of Russian Railroads, Sovkomflot, EvroKhim, Polus, MKB, and Global Ports.

Sberbank continued operations in the foreign exchange market, which was relatively unstable in 2016. Market trends during the year changed from quarter to quarter. At the beginning of the year, the Russian foreign exchange market was influenced by extreme volatility on the commodity markets, which resulted in a decrease of client activity in the foreign exchange market by 25%–40% in various client segments. Foreign exchange derivatives are among the most affected of business areas as the hedging period of many clients shortened to historically low levels. In Q2 and Q3, the market stabilized, the exchange rate volatility of the ruble decreased from 30% to 15%, which along with turnover growth facilitated the recovery of client activity. The stabilization of oil quotes in Q4 and gradual strengthening of the ruble resulted in its further increase. The growth of client numbers on the Sberbank Markets platform and the implementation of the first trading algorithm for client flow coverage also contributed to the positive revenue dynamics.

Sberbank also developed transactions with currency and interest derivatives along with dynamic management for counterparty credit risks. In 2016, a number of major deals were concluded in this area.

Throughout 2016, Sberbank successfully managed to increase its volumes of short-term bank liquidity through REPO markets and interbank lending. The current volume of liquidity deposit in the market is RUB 800 bln, cumulative for all currencies. At the same time, the volume of the REPO portfolio increased to the level of RUB 730 bln, while the volume of the structural equity financing portfolio grew from USD 250 mln to USD 550 mln. These indicators made Sberbank a leader on the Russian REPO financing market in 2016.

Sberbank developed share trading and the trade of share derivatives. Throughout 2016, there was a high degree of volatility on the stock market. The Russian stock market started with a decline, then demonstrated growth of over 50% in terms of USD. Taking this into consideration, we observed a significant increase of interest in the stock market from both Russian and foreign investors. The Alrosa privatization deal was the key to this year’s success. The sale of shares on the open market organized by Sberbank CIB has, in fact, become the first major transaction after a long pause in privatization and was completed despite the sanctions. About 30% of investors who submitted applications were from Russia; about 30%, from Europe; and about 25%, from the Middle East and Asia.

Electronic markets are another one of Sberbank’s development areas. In 2016, the active promotion of structural notes for qualified retail clients ensured quadrupled growth of the portfolio to USD 284 mln. In addition, the project on the reorganization of the operational process is now complete: 2/3 of operational functions of brokerage services have been moved from regional branches to a single operational center on the basis of the Malakhit multifunctional service center (Yekaterinburg). The brokerage service in Sberbank Online was also launched, where clients can track assets in their brokerage account online.

The propriety electronic trade system Sberbank Markets was developed and launched taking into account the best practices on foreign exchange markets. The system provides direct access to online Sberbank quotes for financial institutions and corporate clients. Sberbank Markets aggregates the accessible liquidity of external marketplaces (Moscow Stock Exchange, various interbank platforms, and sites) and its own interbank flows. Therefore, the instant liquidity of the platform is higher than a marketplace considered separately. The key products of the foreign exchange market, such as short conversion, currency forward transactions, and swaps at any fixed value date for a period up to one year, are available for clients. The post-trade process is also implemented under the project framework, which automates transaction calculations made on client accounts to reduce the operational load of clients. The system also supports work with a group of companies and helps solve centralization challenges related to the foreign exchange transactions of the group. The system supports modern data-integration standards with external corporate systems of clients and high-security standards.

Sberbank remains the leader on the bond market with a share of 15%. Among the major achievements in trade operations on the commodity markets are the following:

  • Started supplies of spot metals to Zurich
  • First deals with agriculture companies
  • First prepayment deal with metals (copper)
  • A number of major hedging transactions for precious metals, including Sberbank (Switzerland) AG, were made
  • Sberbank (Switzerland) AG obtained the status of an international member of the Shanghai gold exchange, one of the world’s centers for the physical trade of gold, silver, and other precious metals. As a result, the bank gained direct access to the rapidly growing Chinese gold market and trading floor along with growing influence on the international market.

Trade Finance

The amount of transactions settled by Sberbank in the field of trade finance and related business in 2016 increased by 10% to exceed USD 32 bln. Development of settlements in domestic letters of credit in rubles has become a genuine breakthrough—the amount of these transactions totaled RUB 447 bln and exceeded last year’s value by 57%. Payments over RUB 2.5 bln were made under the product of “Domestic Uncovered Letters of Credit with Advanced Payments”, with the total amount of uncovered letters of credit issued in 2016 exceeding RUB 100 bln. Despite continuing import reductions, the amount and number of letters of credit with post-import financing increased by more than 2.2 times compared to 2015. The total amount of import letters of credit with financing issued in 2016 totaled USD 344 mln.

In 2016, the volume of transactions with coverage from the Russian Agency for Export Credit and Investments Insurance, (EXIAR) grew significantly: it exceeded RUB 226 bln, while the current portfolio of projects under development exceeds RUB 450 bln. Sberbank contributed to the development of the EXIAR Program to insure loans for the establishment of export-oriented businesses, as part of which the debut transaction of the syndicated loan to Yamal SPG with EXIAR coverage was initiated. Optimization of the terms of the EXIAR program for small-scale exporter support, including the increase of insurance coverage, enabled Sberbank to actively provide financing to clients from small and medium businesses at more favorable terms. Following the results of the year, Sberbank now holds a leading position among Russian banks according to the number of financing transactions for this segment of exporters.

Sberbank confidently overtook positions on the international market of Commodity Trade Finance based on Sberbank (Switzerland) AG. The amount of the business in this segment by year-end exceeded USD 1.75 bln. The constantly expanding product offer and deep understanding of the market enabled Sberbank to compete with recognized leaders in CTF and to actively take part in the financing of commodity flows from Russia, the CIS, and Eastern Europe countries.

Sberbank continues to develop cooperation with foreign banks and Export Credit Agencies (ECA) both in Western Europe and Asia. In 2016, Sberbank and foreign banks entered into loan agreements in the Export Credit Agencies segment for the total amount of EUR 280 mln. Currently, deals on obtaining long-term financing under ECA coverage in the EU, Japan, and China for over EUR 1.5 bln are being developed.

In 2016, Sberbank was again recognized as the best trade finance bank in Russia when it won the Trade & Forfaiting Review Excellence Awards, established by the publication of the same name.

Крупнейшие клиенты (CIB)

Блок CIB

В 2016 году в Сбербанке значительно обновлена управленческая команда CIB, реализован проект по централизации бизнеса CIB Московского банка и утверждена операционная модель обслуживания клиентов CIB, оптимизируется юридическая структура CIB. Сбербанк утвердил клиентские и кредитные стратегии для целенаправленной работы с различными сегментами клиентов в соответствии с их приоритетными потребностями. Вместе с тем, Сбербанк предложил клиентам технологические новшества – удобные электронные платформы eFX и Sberbank FinLine, активными пользователями которых являются уже более 200 клиентов, а также систему «Торговое финансирование и документооборот». По результатам ежегодного исследования, проводимого компанией TNS, индекс удовлетворенности клиентов Sberbank CIB возрос за год с 78,5 до 82 и достиг уровня ведущих инвестиционных банков мира. Важной вехой в работе CIB стала первая пилотная сделка венчурного финансирования – заем с варрантами на акции компании.

Операции на глобальных рынках

Сбербанк продолжил развивать работу на глобальных рынках. В частности, успешно развивался бизнес на рынках капитала. На рынках акционерного капитала (ECM) Sberbank CIB успешно завершил приватизационное SPO «АЛРОСЫ» на сумму 52 млрд рублей, что обеспечило Sberbank CIB третье место на российском рынке ECM по итогам года. Sberbank CIB сохранил лидирующие позиции по организации рыночных размещений рублевых облигаций, а также завершил ряд знаковых сделок в сегменте международного DCM для компаний «РЖД», «Совкомфлот», «ЕвроХим», «Полюс», «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» и Global Ports.

Сбербанк продолжил работу на валютном рынке, который был достаточно нестабильным в 2016 году. Ситуация на рынке в течение года изменялась от квартала к кварталу. В начале года российский валютный рынок находился под влиянием экстремальной волатильности на сырьевых рынках, что привело к снижению клиентской активности на валютном рынке на 25–40 % в разных клиентских сегментах. Среди наиболее пострадавших направлений бизнеса – валютные деривативы, так как срок хеджирования многих клиентов сократился до минимальных значений. Во втором и третьем кварталах на рынке наблюдалась стабилизация, волатильность курса рубля снизилась с 30 до 15 %, что вместе с ростом торгового оборота способствовало восстановлению клиентской активности. Стабилизация котировок нефти в четвертом квартале и постепенное укрепление рубля привело к ее дальнейшему повышению. Положительной динамике доходности данного бизнеса также способствовал рост числа клиентов на платформе Sberbank Markets и внедрение первого торгового алгоритма по перекрытию клиентских потоков.

Сбербанк также осуществлял операции с валютно-процентными производными инструментами и динамическое управление кредитным риском контрагентов. В 2016 году в этом направлении был реализован ряд крупных сделок.

За 2016 год Сбербанк добился увеличения объемов размещения краткосрочной ликвидности банка через рынки репо и межбанковского кредитования. Текущий объем размещения ликвидности на рынке составляет 800 млрд рублей совокупно по всем валютам. При этом объем портфеля репо повысился до уровня 730 млрд рублей, в то время как объем портфеля структурного акционерного финансирования вырос с 250 млн до 550 млн долларов США. Данные показатели в 2016 году позиционировали Сбербанк лидером на российском рынке финансирования в формате репо.

Сбербанк развивал направление торговли акциями и производными инструментами на акции. 2016 год сопровождался высокой волатильностью на рынке акций. Начав год снижением, российский рынок акций затем продемонстрировал рост более чем на 50 % в долларовом выражении. Ключевым успехом стала сделка по приватизации компании «АЛРОСА». Продажа акций на открытом рынке, организатором которой выступал Sberbank CIB, фактически стала первой крупной сделкой после долгого перерыва в приватизации и проходила в условиях санкций. Около 30 % инвесторов, подавших заявки, представляли Россию, еще около 30 % – Европу и около 25 % – страны Ближнего Востока и Азии.

Еще одно направление развития Сбербанка – бизнес электронных рынков. В 2016 году активное продвижение продукта структурных нот для квалифицированных розничных клиентов обеспечило рост портфеля в четыре раза – до 284 млн долларов США. Наряду с этим, завершен проект по реорганизации операционного процесса – 2/3 операционных функций брокерского обслуживания выведены из территориальных банков в единый операционный центр на базе МСЦ «Малахит» (г. Екатеринбург). Также был запущен сервис брокерского обслуживания в Сбербанк Онлайн: клиенты в онлайн-режиме могут отслеживать состояние своих активов на брокерском счете.

Запущена собственная система электронной торговли Sberbank Markets, разработанная с учетом лучших практик операций на валютных рынках. Система обеспечивает прямой доступ к онлайн-котировкам Сбербанка для финансовых институтов и корпоративных клиентов. Sberbank Markets агрегирует доступную ликвидность внешних маркетплейсов (ПАО Московская Биржа, разные межбанковские платформы и площадки) и собственные внутрибанковские потоки. Таким образом, моментальная ликвидность платформы выше отдельно взятого маркетплейса. Клиентам доступны ключевые продукты валютного рынка, такие как короткая конверсия, валютные форварды и свопы на любую дату валютирования сроком до года. Также в рамках проекта реализован пост-трейд процесс, который автоматизирует расчеты сделок, проводимые по счетам клиентов, чтобы снять с клиентов операционную нагрузку. Также система поддерживает работу с группой компаний и позволяет решать задачи централизации валютных операций холдинга. В системе поддерживаются современные стандарты интеграции данных с внешними корпоративными системами клиентов и высокие стандарты безопасности.

Сбербанк продолжает оставаться лидером на облигационном рынке с долей 15 %. Среди основных достижений в бизнесе торговых операций на товарно-сырьевых рынках:

  • начало поставок физических металлов в г. Цюрих;
  • первые сделки с агрокультурами;
  • первая сделка предоплаты с металлами (медью);
  • реализован ряд крупных сделок хеджирования драгоценных металлов, в том числе от Sberbank (Switzerland) AG;
  • получение Sberbank (Switzerland) AG статуса международного члена Шанхайской биржи золота, одного из мировых центров физической торговли золотом, серебром и другими драгоценными металлами. В результате банк получил прямой доступ к быстрорастущему китайскому рынку золота и торговой площадке с увеличивающимся влиянием на международном рынке.

Торговое финансирование

Объем реализованных Группой Сбербанк сделок в области торгового финансирования и документарного бизнеса за 2016 год увеличился на 10 % и превысил 32 млрд долларов США. Настоящим прорывом в области документарного бизнеса стало развитие расчетов внутрироссийскими аккредитивами в рублях: объем операций по ним составил 447 млрд рублей и на 57 % превысил показатель прошлого года. В рамках нового продукта «Внутрироссийский непокрытый аккредитив с долгосрочным платежом» совершено платежей на сумму более 2,5 млрд рублей, при этом общий объем выпущенных в 2016 году непокрытых аккредитивов превысил 100 млрд рублей. Несмотря на продолжающееся сокращение импорта, объем и количество аккредитивов с постимпортным финансированием увеличились более чем в 2,2 раза по сравнению с 2015 годом. Общий объем выпущенных в 2016 году импортных аккредитивов с финансированием составляет 344 млн долларов США.

В 2016 году значительно вырос объем сделок с покрытием российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР): их объем превысил 226 млрд рублей, а текущий портфель проектов в проработке превышает 450 млрд рублей. Сбербанк принял участие в разработке Программы ЭКСАР по страхованию кредитов на создание экспортно-ориентированных предприятий, в рамках которой реализована дебютная сделка – синдицированный кредит Ямал СПГ под покрытие ЭКСАР. Оптимизация условий Программы ЭКСАР по поддержке «некрупных» экспортеров, в том числе увеличение страхового покрытия, позволила Сбербанку активно предоставлять финансирование клиентам сегмента малого и среднего бизнеса на более выгодных условиях. По итогам года Сбербанк занял лидирующую позицию среди банков России по количеству сделок по финансированию экспортеров этого сегмента.

Сбербанк уверенно завоевывал позиции на международном рынке финансирования торговли сырьевыми товарами (Commodity Trade Finance) на базе Sberbank (Switzerland) AG. Объем бизнеса по итогам года превысил 1,75 млрд долларов США. Постоянно расширяющееся продуктовое предложение и глубокое понимание рынка позволили Сбербанку конкурировать с признанными лидерами в области CTF и активно участвовать в финансировании товарных потоков из России, стран СНГ и Восточной Европы.

Сбербанк продолжал развивать сотрудничество с иностранными банками и Экспортно-Кредитными Агентствами (ЭКА) как в Западной Европе, так и в азиатских странах. В 2016 году Сбербанк и иностранные банки заключили кредитные соглашения по линии ЭКА на общую сумму 280 млн евро. В настоящий момент в проработке находятся сделки по привлечению долгосрочного финансирования под покрытие ЭКА стран Европейского союза, Японии и Китая на сумму более 1,5 млрд евро.

В 2016 году Сбербанк вновь признан «Лучшим банком в области торгового финансирования в России» – в такой номинации Сбербанк стал победителем премии Trade & Forfaiting Review Excellence Awards, учрежденной одноименным изданием.