Significant Subsidiary Banks of the Group

DenizBank A.Ş.

Turkey

Turkey

Subsidiary bank DenizBank A.Ş. is 5th by of consolidated asset volume, among the largest private banks in Turkey, and has a 5% share of the banking market. The bank has branches in 81 Turkish regions, and the branch network is comprised of 740 branches. The financial group DenizBank A.Ş., in addition to Turkey, is also represented by a subsidiary bank, DenizBank AG, in Austria, JSC Denizbank Moscow in Russia, and the branch in Bahrein as well.

DenizBank A.Ş. focuses on client service in Turkey. However, from July 2013, Russian clients of Sberbank may now benefit from interest-free cash withdrawals in all self-service terminals of DenizBank. Sberbank and DenizBank A.Ş. carry out joint communication and promotion campaigns and implement the Loyalty Program in Russia and in Turkey. DenizBank A.Ş. develops and implements its methodology to manage significant risks complying with the Group’s approaches and carries out events to raise the level of risk culture. As part of the agreement with the Government Pension Fund of Turkey, around 50 thousand new pension accounts are opened in the DenizBank A.Ş. each month.

Sberbank Europe AG

Europe

Europe

The subsidiary bank Sberbank Europe AG (SBE), Austria, operates in the Czech Republic, Slovakia, Hungary, Croatia, Serbia, Slovenia, Bosnia and Herzegovina, in Republika Srpska within Bosnia and Herzegovina, as well as in Ukraine; SBE branches function in Germany. The SBE Group branch network has 228 branches. The SBE Group serves over 673 thousand corporate and individual clients.

Development of corporate business of SBE banks is aimed at the extension of relations with subsidiary and affiliated enterprises of the largest Russian holdings as well as with the leading companies of the countries of their presence. The banks actively develop trade financing services with the employment of export agencies of the countries of their presence as well as syndicated lending.

German branch (Sberbank Direсt) was opened in July 2014 as the fully functional online bank that offers deposits to individual clients at profitable rates as well as a safe and user-friendly interface. As of January 1, 2017, the volume of deposits attracted by the branch amounted to around EUR 1.7 bln, whereas the number of clients was around 50 thousand. Sberbank Direct offers attractive short-term financing conditions to their clients. Sberbank Direct meets the highest safety standards in the German market. The certified bank platform provides instant 24/7 access, easy opening of an account, and maximum safety for online banking. Within the two years, Sberbank Direct won the first place in the FMH Zins-Award competition, one of the Germany’s most important awards in the direct banking sector. Alongside with that, in 2016, the branch received five awards from reputable companies, including the Institute of Service Quality in Germany (DISQ). Being the branch of Sberbank Europe AG, Sberbank Direct is a member of the Austrian system of deposits insurance.

Sberbank is the only bank in the Czech Republic that for four years in a row ranks in the top-3 of the banks most friendly to their clients, which enabled the bank to considerably increase the volume of retail and mortgage crediting.

Sberbank Banja Luka is the fourth largest bank in the Republika Srpska. Sberbank Banja Luka reached the bank recognizability ratio at 41% and became the first bank in the Republika Srpska to offer mobile banking to its clients.

In 2016, Sberbank issued over 100 thousand cards in Serbia, over 60 thousand of which were credit cards. The first factoring transaction was held in the country, and several partner agreements were concluded, including an agreement with a large retailer. Sberbank also became the first bank in Serbia that settled a transaction with the Government of the Republic of Belarus on the subsidy of interest rates within the scope of trade relations between the two countries—supplies of buses produced in Belarus to Serbia.

Sberbank in Slovenia launched a new card product in September 2016, Ide@l Mastercard. The card enjoys big popularity among the clients, the majority of which are new clients.

Sberbank Croatia was recognized for the ninth time as the best employer in the country’s banking industry and awarded the Employer Partner award.

Sberbank in Hungary increased the share of the consumer crediting market by more than three times.

Sberbank in Bosnia and Herzegovina actively develops the Bank@work sales channel: the number of clients increased by one-third, while the sales of credit cards doubled.

BPS-Sberbank OJSC

Republic of Belarus

Republic of Belarus

The Sberbank subsidiary bank in the Republic of Belarus is one of the leaders in the regional financial market and occupies 3rd place in terms of asset volume with a share of 7.8%.

The activities of the subsidiary bank in 2016 were influenced by the negative processes taking place in the economy of the Republic of Belarus, including the shrinking of economic activity, worsening financial standing of most enterprises, and decline in the actual incomes of the population. The GDP of the Republic of Belarus dropped by 2.6% in 2016, which resulted in the decline of bank sector indicators: the share of trouble assets in the assets exposed to credit risk increased by 6 p.p. to reach 12.8%.

In the current macroeconomic climate, the activities of the subsidiary bank were concentrated on improving the quality of assets, diversification of the sources of income, and optimization of expenses. The optimization of operating expenses resulted in a reduction of 29%. A profit of RUB 76.8 mln was obtained as of the end of 2016 in accordance with national standards.

Significant transformations touched upon the business model of the subsidiary bank. In particular, corporate business was changed considerably, as a result of which work with large- and mid-size clients is currently performed on the basis of assessment of the client’s total return, taking into account their credit risk and volume of cross sales. The focus of development in the small and microbusinesses segment was defined, and new services were offered to clients, such as online reserving of accounts, online payment in Russian rubles in 30 minutes, and 24/7 online payments in Belarussian rubels within the bank. The retail business underwent changes as well, including the launch of international processing of the Group with new contact-free technology and automatic underwriting; the number of Sberbank Online users also doubled to reach 412 thousand, and the share of sales of deposits online increased to 22%.

Subsidiary Bank Sberbank JSC

Kazakhstan

Kazakhstan

SB Sberbank JSC has 81 structural units in Kazakhstan. The base of active clients totals 33.3 thousand corporate and 769.2 thousand individual clients. The bank network comprises 1,420 POS terminals and self-service terminals.

Net profit for 2016 amounted to RUB 1,286 mln, and return on equity, to 4.8% (in this section hereinafter provided information in accordance with national standards). The subsidiary bank ranks 4th in terms of asset volumes in the rating of second-tier banks of the Republic of Kazakhstan.

Nonetheless, in 2016 the loan portfolio of the Kazakhstan banking sector was reduced by 0.3%, which is explained by a tough credit and monetary policy, low demand for credit, poor quality of new borrowers, and banks working with trouble credits. The loan portfolio of corporate clients in the subsidiary bank dropped by 14%, which was the result of planned payouts under nonrevolving loan facilities by borrowers with deteriorating credit quality indicators. Meanwhile, the retail credit portfolio increased by more than 11% following the increase of subsidiary bank liquidity.

Nonetheless, in 2016 the loan portfolio of the Kazakhstan banking sector was reduced by 0.3%, which is explained by a tough credit and monetary policy, low demand for credit, poor quality of new borrowers, and banks working with trouble credits. The loan portfolio of corporate clients in the subsidiary bank dropped by 14%, which was the result of planned payouts under nonrevolving loan facilities by borrowers with deteriorating credit quality indicators. Meanwhile, the retail credit portfolio increased by more than 11% following the increase of subsidiary bank liquidity.

Corporate client funds of the subsidiary bank declined 6.5% as a result of contract outflows of expensive deposits. Retail client funds increased by 27.7% thanks to the measures taken by the National Bank to support the banking sector by raising the maximum recommended rates for national currency deposits, which promoted the growth of individual client deposit volumes.

The subsidiary bank successfully implements innovative technological solutions. For example, in 2016, the Sberbank Business Online mobile app was launched, private clients of Sberbank Online gained the ability to make SWIFT payments to banks anywhere in the world, transfer funds to contacts in their phone’s address book, and other advantages.

In 2016, SB JSC Sberbank once again confirmed its status as a leader in its participation in governmental programs and the development of banking sector technologies. The Bank ranks 1st among Kazakhstan banks in terms of subsidies and the guarantee volume to the DAMU Entrepreneurship Development Fund offered as part of the Unified Program for Business Support and Development Business Roadmap − 2020.

Sberbank (Switzerland) AG 

Switzerland

Switzerland

In 2016, the focus of Switzerland subsidiary bank Sberbank (Switzerland) AG (SBS) attention was directed at the development of new possibilities in the commodities trade financing. In total, in 2016, SBS allocated over USD 2 bln to transactions in this area.

The bank achieved serious results in the development of its platform. In the beginning of the year, the strategic platform was built, and the first STIR transactions (short-term transactions in national and foreign currency) as well as spot transactions for sales of gold were registered.

Further on, the license for trade with securities was obtained after a check by Swiss body of financial services regulation FINMA, which considerably improved SBS reputation in the market of Switzerland. In September, SBS was accepted as an international member of the world’s largest exchange to trade with precious metals, the Shanghai Gold Exchange. This membership is a considerable step forward in the development of SBS activity at the commodities market. The area of corporate crediting in 2016 was influenced by limitations of financing as a result of sanctions; however, due to the investment of funds obtained from paid out credits into new assets the volume of corporate crediting increased.

SBERBANK PJSC

Ukraine

Ukraine

The real GDP volume of Ukraine for 2016 increased by 2.3%, which was its maximum growth since 2011, and the lowest inflation rate since 2013 was registered (12.4%). In this climate, the National Bank of Ukraine at several stages throughout the year lowered the refinancing rate from 22% to 14%. The Ukrainian hryvnia fell in value against the US dollar by 12% to 27.20 UAH per 1 USD.

In 2016, the subsidiary bank’s activities were aimed at high-quality customer service, maintaining financial stability, complying with the capitalization plan, active work with the credit portfolio, and stabilization of the deposit base. Throughout the year, the client base of the subsidiary bank increased: the number of corporate clients increased by 16.8%, up to 40 thousand, and the number of individual clients, by 1%, up to 1,067 thousand. The regulative capital adequacy standard was fulfilled as part of the Program of strengthening capital approved by the National Bank of Ukraine: CAR (H2) as of January 1, 2017, amounted to 7.6% in accordance with national standards.

March 27, 2017, Sberbank entered into a legally binding agreement on the sale of 100% of shares of SBERBANK PJSC (Ukraine) to a consortium of investors, the members of which shall be Norvik Bank (Latvia) and a private Belorussian company. The deal is expected to be finalized in H1 2017 after its approval by the financial and antimonopoly regulators of related jurisdictions, including Latvia and Ukraine.

Основные дочерние банки Группы

DenizBank A.Ş.

Турция

Турция

Дочерний банк DenizBank A.Ş. является пятым по размеру консолидированных активов среди крупнейших частных банков Турции и занимает 5,0 % банковского рынка. Отделения банка располагаются в 81 регионе Турции, а филиальная сеть насчитывает 740 отделений. Финансовая группа DenizBank, помимо Турции, представлена также дочерним банком в Австрии DenizBank AG, в России АО «Денизбанк Москва», а также отделением в Бахрейне.

Фокусным направлением для DenizBank A.Ş. является обслуживание турецких клиентов, однако с июля 2013 года для российских клиентов ПАО Сбербанк действует беспроцентное снятие наличных средств в устройствах самообслуживания DenizBank. Сбербанк и DenizBank A.Ş. проводят совместные коммуникационные и рекламные кампании, реализуют Программу лояльности в России и Турции. В DenizBank A.Ş разработаны и внедрены методологии по управлению существенными видами рисков в соответствии с подходами Группы, проводятся мероприятия по повышению уровня риск-культуры. В рамках Соглашения с государственным пенсионным фондом Турции ежемесячно в DenizBank A.Ş открывается порядка 50 тыс. новых пенсионных счетов.

Sberbank Europe AG

Европа

Европа

Дочерний банк Sberbank Europe AG (SBE), Австрия функционирует в Чехии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Словении, Боснии и Герцеговине, в Республике Сербской на территории Боснии и Герцеговины, а также на Украине; филиал SBE осуществляет деятельность в Германии. Филиальная сеть Группы SBE насчитывает 228 отделений. Группа SBE обслуживает более 673 тыс. корпоративных и частных клиентов.

Развитие корпоративного бизнеса банков SBE направлено на расширение взаимоотношений с дочерними и зависимыми предприятиями крупнейших российских холдингов, а также с ведущими компаниями стран присутствия. Активно развиваются услуги торгового финансирования с привлечением экспортных агентств стран присутствия, синдицированное кредитование.

Филиал в Германии (Sberbank Direсt) был открыт в июле 2014 года как полноценный онлайн-банк, который предлагает депозиты частным клиентам по выгодным ставкам и безопасный и понятный пользователю интерфейс. На 1 января 2017 года объем привлеченных филиалом депозитов составил порядка 1,7 млрд евро, количество клиентов – около 50 тыс. Sberbank Direct предлагает клиентам привлекательные условия краткосрочного финансирования. Sberbank Direct отвечает самым высоким требованиям безопасности на рынке Германии. Сертифицированная банковская платформа обеспечивает мгновенный круглосуточный доступ, легкое открытие счета и максимальную безопасность для онлайновых банковских операций. Sberbank Direсt в течение двух лет занимает первое место в конкурсе FMH Zins-Award – одной из значимых наград в сфере директ-банкинга в Германии. Наряду с этим в 2016 году филиал получил пять наград от авторитетных компаний, включая Институт качества сервиса в Германии (DISQ). Являясь подразделением Sberbank Europe AG, Sberbank Direct входит в австрийскую систему страхования вкладов.

Сбербанк является единственным банком в Чехии, который четыре года подряд входит в топ-3 наиболее дружественных для клиентов банков, что помогло ему существенно нарастить объем розничного и ипотечного кредитования.

Сбербанк Баня-Лука является четвертым по величине банком в Республике Сербской. Сбербанк Баня-Лука достиг показателя узнаваемости бренда в 41 % и стал первым банком в Республике Сербской, предложившим клиентам мобильный банкинг.

В 2016 году Сбербанк в Сербии выпустил более 100 тыс. карт, из которых более 60 тыс. – кредитные. Проведена первая факторинговая сделка в стране и заключено несколько партнерских соглашений, в том числе с крупным ритейлером. Сбербанк также стал первым банком в Сербии, заключившим сделку с Правительством Республики Беларусь по субсидированию процентных ставок в рамках торговых отношений двух стран – поставки автобусов белорусского производства в Сербию.

Сбербанк в Словении запустил в сентябре 2016 года новый карточный продукт – Ide@l Mastercard. Карта пользуется большой популярностью среди клиентов, из которых большинство – новые клиенты банка.

Сбербанк Хорватия был в девятый раз признан лучшим работодателем в банковской индустрии страны и получил награду Employer Partner.

Сбербанк в Венгрии увеличил более чем в три раза долю рынка потребительского кредитования.

Сбербанк в Боснии и Герцеговине активно развивает канал продаж Bank@work: число клиентов за год выросло на треть, а продажи кредитных карт удвоились.

ОАО «БПС-Сбербанк»

Республика Беларусь

Республика Беларусь

Дочерний банк Сбербанка в Республике Беларусь является одним из лидеров на финансовом рынке региона, занимая третье место по размеру активов с долей 7,8 %.

На деятельность дочернего банка в 2016 году оказывали влияние негативные процессы, происходящие в экономике Республики Беларусь: сокращение экономической активности, ухудшение финансового положения большинства предприятий, снижение реальных доходов населения. ВВП Беларуси в 2016 году сократился на 2,6 %. Следствием вышеперечисленных факторов стало ухудшение показателей банковского сектора: доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, за год выросла на 6 п. п. и достигла 12,8 %.

В сложившихся макроэкономических условиях действия дочернего банка были сосредоточены на повышении качества активов, диверсификации источников дохода и оптимизации расходов. Проводимая оптимизация операционных расходов позволила сократить их на 29 %. По итогам 2016 года получена прибыль 76,8 млн российских рублей по национальным стандартам.

Серьезные преобразования коснулись бизнес-модели дочернего банка. В частности, значительно изменен корпоративный бизнес, где работа с крупными и средними клиентами теперь ведется на базе оценки совокупной доходности клиента с учетом его кредитного риска и объема кросс-продаж. Определен фокус развития в сегменте малого и микробизнеса. Клиентам предложены новые сервисы: онлайн-резервирование счета, онлайн-платеж в российских рублях за 30 минут, онлайн-платежи 24 × 7 в белорусских рублях внутри банка. Розничный бизнес также претерпел изменения: запущен в работу международный процессинговый центр Группы с новой бесконтактной технологией, началось внедрение автоандеррайтинга, число пользователей Сбербанк Онлайн удвоилось и достигло 412 тыс., доля продаж депозитов онлайн выросла до 22 %.

ДБ АО «Сбербанк»

Казахстан

Казахстан

ДБ АО «Сбербанк» имеет 81 структурное подразделение в Казахстане. База активных клиентов насчитывает 33,3 тыс. корпоративных и 769,2 тыс. частных клиентов. Сеть банка насчитывает 1 420 POS-терминалов и устройств самообслуживания.

Чистая прибыль за 2016 год составила 1 286 млн рублей, рентабельность капитала – 4,8 % (здесь и далее в разделе приведены данные по национальным стандартам). Дочерний банк занимает четвертое место по размеру активов в рейтинге банков второго уровня Республики Казахстан.

В 2016 году на фоне роста цен на сырьевые товары в Казахстане наблюдалось улучшение экономического состояния страны. Инфляция почти достигла уровня официального коридора Национального банка Республики Казахстан, завершив год на отметке 8,5 %. Рост ВВП составил 1 %. Экономику поддержали строительство, сельское хозяйство и транспорт, имеющие общую долю в структуре ВВП порядка 18 %.

Тем не менее, в 2016 году ссудный портфель банковского сектора Казахстана сократился на 0,3 %, что объясняется жесткой денежно-кредитной политикой, низким спросом на кредиты, слабым качеством новых заемщиков и работой банков с проблемными кредитами. В дочернем банке ссудный портфель корпоративных клиентов сократился на 14 %, что было результатом плановых погашений по невозобновляемым кредитным линиям заемщиками с ухудшающимися показателями кредитного качества. В то же время розничный портфель кредитов увеличился более чем на 11 % на фоне увеличения ликвидности дочернего банка.

Средства корпоративных клиентов дочернего банка сократились на 6,5 % в результате контрактных оттоков дорогих депозитов. Средства розничных клиентов увеличились на 27,7 %, что стало следствием мер Национального банка по поддержанию банковского сектора за счет увеличения максимальных рекомендуемых ставок по депозитам в национальной валюте, которые способствовали росту объемов депозитов частных клиентов.

Дочерний банк успешно внедряет инновационные технологические решения. Так, в 2016 году было запущено мобильное приложение «Сбербанк Бизнес Онлайн», для частных клиентов Сбербанк Онлайн внедрена возможность совершения переводов SWIFT в любые банки мира, перевода средств по контактам адресной книги и др.

В 2016 году ДБ АО «Сбербанк» в очередной раз подтвердил статус лидера по участию в государственных программах и в развитии технологий банковского сектора. Банк занимает первое место среди казахстанских банков по субсидированию и объему гарантий ФРП «Даму», выданных в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса − 2020».

Sberbank (Switzerland) AG 

Швейцария

Швейцария

В 2016 году основное внимание дочернего банка в Швейцарии Sberbank (Switzerland) AG (SBS) было направлено на развитие новых возможностей в товарном торговом финансировании. Всего в 2016 году на сделки по этому направлению SBS выделил более 2 млрд долларов США.

Банк достиг серьезных результатов в развитии своей платформы. В начале года была построена стратегическая платформа и зарегистрированы первые сделки STIR (краткосрочные сделки в национальной и иностранной валюте), а также сделки спот по продаже золота. Далее была получена лицензия на торговлю ценными бумагами после проверки швейцарским органом регулирования финансовых услуг FINMA, что значительно повысило репутацию SBS на рынке Швейцарии. В сентябре SBS был принят в качестве зарубежного члена на крупнейшей в мире бирже по торговле драгоценными металлами – Шанхайской бирже золота. Это членство является значительным шагом в развитии деятельности SBS на товарно-сырьевом рынке. В области корпоративного кредитования в 2016 году сказывались ограничения в финансировании в результате санкций, однако благодаря инвестированию средств, полученных от погашенных кредитов, в новые активы объем корпоративного кредитования увеличился.

ПАО «СБЕРБАНК»

Украина

Украина

Объем реального ВВП Украины за 2016 год увеличился на 2,3 %, что стало максимальным ростом с 2011 года. Зафиксирована минимальная инфляция с 2013 года (12,4 %). В данных условиях Национальный банк Украины в несколько этапов в течение года снизил учетную ставку с 22 до 14 %. Курс гривны девальвировал к доллару США на 12 % − до 27,20 гривен за доллар США.

В 2016 году дочерний банк ориентировался в своей деятельности на качественное обслуживание клиентов, сохранение финансовой устойчивости, соблюдение плана капитализации, активную работу с кредитным портфелем, стабилизацию депозитной базы. За год клиентская база дочернего банка увеличилась: количество корпоративных клиентов увеличилось на 16,8 % − до 40 тыс., количество частных клиентов – на 1 % − до 1 067 тыс. Норматив адекватности регулятивного капитала в рамках утвержденной Национальным банком Украины Программы укрепления капитала выполнялся: СAR (H2) на 1 января 2017 года составил 7,6 % по национальным стандартам.

27 марта 2017 года Сбербанк заключил юридически обязывающий договор о продаже 100 % акций ПАО «СБЕРБАНК» (Украина) консорциуму инвесторов, в который войдут Норвик Банк (Латвия) и белорусская частная компания. Закрытие сделки ожидается в первом полугодии 2017 года после получения одобрений сделки финансовыми и антимонопольными регуляторами соответствующих юрисдикций, включая Латвию и Украину.