Внедрение информационных технологий

Сбербанк стремится сделать технологические инновации частью собственной ДНК, научиться встраивать их в существующие бизнес-процессы, запускать на их основе новые бизнес-модели.

Технологические инновации позволят сделать ИТ-системы, инфраструктуру и процессы Группы:

  • надежными  – через обеспечение высокого уровня надежности и доступности всех ИТ-услуг и за счет упрощения архитектуры, централизации и модернизации инфраструктуры;
  • гибкими  – через обеспечение максимальной скорости вывода продуктов на рынок, увеличение масштабируемости ИТ-систем, упрощение и стандартизацию архитектуры, технологий и процессов;
  • эффективными по затратам  – благодаря максимальной оптимизации затрат на ИТ и общих расходов бизнеса Сбербанка;
  • соответствующими требованиям будущего  – благодаря формированию прочного технологического фундамента для дальнейшего развития банка на срок, превышающий действие новой Стратегии.
Мы завершим начатую несколько лет назад технологическую модернизацию и построим ИТ-системы и технологическую инфраструктуру мирового класса. Мы станем лидерами на рынке по использованию современных цифровых, мобильных и социальных технологий. Мы также хотим войти в число мировых лидеров в сфере кибербезопасности, аналитики и работы с супермассивами данных.
Герман Греф Президент, Председатель Правления

Ключевые достижения на современном этапе

Модернизация технологической платформы:

  • информационные системы Сбербанка позволяют выдерживать рост транзакционной нагрузки на 40–45 % и пиковой нагрузки на основные системы в среднем на 70 % в год;
  • полностью реализована программа централизации ИТ-систем;
  • сегодня Сбербанк строит принципиально новую технологическую платформу, не имеющую аналогов в мире.

Надежность:

  • доступность критичных систем Сбербанка составляет 99,99 %;
  • более чем в 10 раз снижено время технологических простоев: в 2012 году – 800 часов, в 2016 году – 74 часа;
  • почти в 20 раз снижено время простоев из-за инцидентов: в 2012 году – 1056 часов, в 2016 году – 54 часа;
  • ЦОД «Южный Порт» , введенный в эксплуатацию в 2012 году, сертифицирован по общепризнанным стандартам Tier III и Tier Sustainability GOLD;
  • в 2016 году началось строительство ЦОД в инновационном центре «Сколково», который станет крупнейшим в Российской Федерации и одним из крупнейших в Европе. Банк меняет подход в управлении IT-инфраструктурой от принципа доступности ИТ- систем к качеству и надежности бизнес-сервисов.

Гибкость:

  • существенно повысилась скорость запуска новых проектов c ИТ-составляющей: с 7 проектов в 2011 году до 270 – в 2016 году.

Эффективность проектов:

  • Сбербанк превосходит ведущие мировые банки по ключевым показателям эффективности ИТ (ИТ-расходы, численность и затраты на ИТ-персонал);
  • на фоне роста нагрузки стоимость операции неуклонно сокращается.

Операционная модель:

  • Сбербанк снизил численность сотрудников, занимающихся сопровождением клиентских операций, с 58 тыс. человек в 2008 году и до 10 тыс. – 2016 году;
  • процессы ИТ-сопровождения Сбербанка сертифицированы по CMMI (Level 3);
  • проводится Agile-трансформация банка, которая заключается в переходе на метод гибкой разработки ( «Sbergile» ). По ее окончании будут обеспечены максимальная гибкость разработки и максимальная скорость вывода продуктов на рынок.

Супермассивы данных:

  • сегодня Сбербанк обрабатывает петабайты (10 15 ) данных;
  • анализ больших данных по активности клиентов позволил снизить уровень неработающих кредитов, сократить риски, что, в свою очередь, привело к снижению процентных ставок по кредитам, формированию специальных предложений с более интересными условиями для разных сегментов заемщиков.

Инновации:

  • основная стратегическая инновация Сбербанка – создание новой технологической платформы и реализация сервисов на ее основе;
  • Сбербанк постоянно исследует появляющиеся технологии с точки зрения возможности их применения и потенциальной пользы;
  • основные направления прорывных инноваций в 2016–2017 годах: блокчейн, интернет вещей, машинное обучение, биометрия, облачные вычисления;
  • Сбербанк активно вовлекает сотрудников в работу с текущими инновациями: в 2016 году задействовано более 100 тыс. сотрудников, которые подали более 30 тыс. предложений, 13 тыс. из которых были внедрены. Экономический эффект составил более 4 млрд рублей.

Кибербезопасность:

  • запущен базовый функционал Security Operations Center, реализующий систему коллективной защиты банковского сообщества от киберпреступлений в реальном времени в концепции Cyber-Security-as-a-Service;
  • более 100 млн транзакций в сутки проверяется онлайн.

Подробнее об информационных технологиях Сбербанка см. в главе «Информационные технологии»