Analysis of the Statement of Profit and Loss

General trends

The net profit of Sberbank Group under IFRS in 2016 increased to RUB 541.9 billion, which is 143.1% higher than in 2015. The Group’s operating income before provisions in 2016 increased by 18.7% to RUB 1,697.5 billion, mainly due to net interest income and net fee and commission income. In 2016, net provision charge for impairment of debt financial assets decreased by 27.9% to RUB 342.4 billion against RUB 475.2 billion in 2015. Operating expenses in 2016 slowed down the growth rate in comparison to the previous year and increased by 8.7% - to RUB 677.6 billion. As at the end of 2016, the Group performed revaluation of office premises, which resulted in a negative effect on operating income in the amount of RUB 25 billion.

RUB bln 2015 2016 Change, %
Net profit of the Group 222.9 541.9 143.1
Operating income before provisions 1,429.8 1,697.5 18.7
Operating expenses (623.4) (677.6) 8.7
Provision charge for impairment of debt financial assets (475.2) (342.4) –27.9
Provision charge for impairment loan portfolio (473.1) (342.4) –27.6

Net interest income

The Group’s net interest income increased by 37.9% in 2016 to RUB 1,362.8 billion. This growth was primarily due to reduction in interest expenses on the background of declining interest rates on funding in 2016. Interest income of the Group increased by 5.2%, primarily due to growth in volume of earning assets.

Interest income of the Group
RUB bln 2015 2016 Change, %
Net interest income, 988.0 1,362.8 37.9
Interest income 2,279.6 2,399.0 5.2
Factor analysis of change in the net interest income of the Group in 2015–2016
RUB bln Change in interest income/expenses Changes in volume Changes in rates
Assets
Loans to corporate customers 55.9 (26.1) 29.8
Loans to individuals 23.6 7.3 30.9
Due from other banks 2.0 24.6 26.6
Debt securities 43.3 (11.2) 32.1
Change in interest income 124.8 (5.4) 119.4
Liabilities
Due to individuals (96.0) 69.1 (26.9)
Due to corporate customers (18.3) 111.3 93.0
Subordinated debt 0.8 (0.8)
Other borrowed funds 3.4 (1.3) 2.1
Debt securities in issue 2.1 2.7 4.8
Due to banks 142.8 39.6 182.4
Change in interest expenses 34.8 220.6 255.4
Change in net interest income/expense 159.6 215.2 374.8
Factor analysis of interest income of the Group
RUB bln 2015 2016
Average amountfor the year Interest income Average yield, % Average amountfor the year Interest income Average yield, %
Loans to corporate customers 13,786.3 1,371.3 9.9 14,348.7 1,401.1 9.8
Loans to individuals 4,829.3 713.7 14.8 4,989.3 744.6 14.9
Due from banks 1,583.5 25.8 1.6 1,705.3 52.4 3.1
Debt securities 2,300.0 168.8 7.3 2,889.9 200.9 7.0
Total interest-earning assets 22,499.1 2,279.6 10.1 23,933.2 2,399.0 10.0
Provision for loan impairment of debt financial assets (1,042.9) (1,272.6)
Non-interest earning assets 3,570.9 3,402.6
Total assets 25,027.1 26,063.2
Loan yields, %
Interest expenses of the Group
RUB bln 2015 2016 Change, %
Interest expenses (including insurance expenses) (1,291.6) (1,036.2) 19.8

Interest expenses decreased by 19.8% in 2016 compared to 2015 and amounted to RUB 1 036.2 billion. This decline resulted from optimization in liabilities structure in favour of cheaper resources, as well as a downward trend in cost of funding in 2016. Main reduction in interest expenses was attributed to interest expenses on amounts due to banks (by 81.5%), mainly due to the reduction in volume of these funds, primarily attracted from the Bank of Russia. Also, the decline was recorded in interest expenses from corporate customers (by 27.1%), primarily due to the impact of a decrease in interest rates on term deposits. Interest expenses on amounts due to individuals, which is a key source of financing for the Group, continue to remain the main component of interest expenses. The share of these expenses was 57.9% in the total amount of interest expenses compared to 44.4% at the end of 2015, which confirms the redistribution of the Group’s funding towards cheaper resources.

Factor analysis of interest expenses of the Group
RUB bln 2015 2016
Average amount for the year Interest expenses Average cost, % Average amount for the year Interest expenses Average cost, %
Due to individuals 10,268.7 (573.3) 5.6 11,988.0 (600.2) 5.0
Due to corporate customers 6,639.6 (343.3) 5.2 6,993.0 (250.3) 3.6
Subordinated debt 791.5 (47.0) 5.9 778.6 (47.0) 6.0
Other borrowed funds 431.8 (12.8) 3.0 316.5 (10.7) 3.4
Debt securities in issue 1,330.0 (91.5) 6.9 1,299.0 (86.7) 6.7
Due to banks 2,098.7 (223.7) 10.7 758.7 (41.3) 5.4
Total 21,560.3 (1,291.6) 6.0 22,133.8 (1,036.2) 4.7
Non-interest earning liabilities 1,291.1 1,319.7
Total liabilities 22,851.4 23,453.5

On the background of lower interest rates in 2016, the cost of funds was reducing throughout the year for nearly all of the Group’s liabilities. The reducing trend for interest rates had the largest influence on the cost of term deposits of individuals and corporate clients. Thus, for term deposits of individuals the cost of funding decreased by 1.2 pp. during the year from 6.7% in the 4th quarter of 2015 to 5.5% in the 4th quarter of 2016. At the same time, a significant increase in the volume of amounts due to individuals in 2016 led to an increase in interest expenses on amounts due to individuals by 4.7%. For term deposits of corporate clients the cost of funding decreased by 0.7 pp. during the year from 5.0% in the 4th quarter of 2015 to 4.3% in the 4th quarter of 2016. The decrease in interest rates was crucial for reducing interest expenses on corporate customers: during 2016 the decline was 27.1%. In general, the cost of interest-bearing liabilities consistently decreased by 0.8 pp. in 2016 from 5.3% in the 4th quarter of 2015 to 4.5% in the 4th quarter of 2016.

Average customer deposit costs, %

The net interest margin grew consistently throughout 2016 from 4.9% in the 4th quarter of 2015 to 6.1% in the 4th quarter of 2016. The growth of the margin was primarily due to the decrease in cost of funding for the Group, which was observed in 2016. At the same time, return on interest-earning assets increased slightly in 2016: by 0.2 pp. from 9.9% to 10.1%.

Changes in net interest margin in 2016
Value, %
2015 NIM 4.4
Return on corporate loans –0.1
Return on retail loans 0.0
Return on amounts due from other banks +0.1
Return on securities 0.0
Structure of interest earning assets –0.1
Cost of amounts due to corporate customers +0.5
Cost of amounts due to individuals +0.3
Cost of amounts due to other banks +0.2
Cost of issued securities and subordinated debt 0.0
Structure of interest-bearing liabilities +0.2
Ratio of interest-earning assets to interest-bearing liabilities +0.2
2016 NIM 5.7
Yield on interest earning assets and cost of funds, %

Fee and commission income and expense

In 2016, the commission income of the Group increased by 13.6% to RUB 436.3 billion. Net fee and commission income of the Group increased by 9.4% - to RUB 349.1 billion. The main driver of commission income growth was commission income received from cash and settlement transactions with individuals and legal entities. During the year these income increased by 18.9% - to RUB 350.4 billion. The share of this income in the Group’s commission income was 80.3%. Also, the growth was shown by documentary and agent commissions.

Fee and commission income and expense
RUB bln 2015 2016 change
RUB bln %
Cash and settlements transactions with legal entities 205.0 248.7 43.7 21.3
Cash and settlements transactions with individuals 89.8 101.7 11.9 13.3
Documentary commissions 23.1 25.7 2.6 11.3
Operations with foreign currencies and precious metals 40.1 22.0 (18.1) –45.1
Agent commissions 8.4 12.5 4.1 48.8
Cash collection 7.1 7.8 0.7 9.9
Operations on financial markets on behalf of clients and investment banking operations 5.0 5.6 0.6 12.0
Other 5.6 12.3 6.7 119.6
Fee and commission expense on settlement transactions (60.2) (80.9) (20.7) 34.4
Other and commission expense (4.9) (6.3) (1.4) 28.6
Net fee and commission income 319.0 349.1 30.1 9.4

Provision charge for loan inpairment

In 2016 the provision charge for loan impairment decreased by 27.6% from RUB 473.1 billion in 2015 to RUB 342.4 billion in 2016. The main reasons for significant decrease in provision charge for loan impairment were the improvement in the quality of the Group’s loan portfolio due to the slowdown of the recession in the Russian economy and appreciation of Russian Rouble, which affected the reduction in the amount of provisions for foreign currency loans in Russian Rouble equivalent. The cost of credit risk decreased by 110 b.p. during 2016 from 230 b.p. in the 4th quarter of 2015 to 120 b.p. in the 4th quarter of 2016.

Net provision charge for loan impairment (RUB bln)
Cost of risk (bp)

Other operating income/expenses

Other net operating expenses, which include net income / (expenses) from operations with securities, derivative financial instruments, foreign currency, and net income / expenses from insurance and pension fund operations amounted to RUB 14.4 billion in 2016. In 2015 other net operating income amounted to RUB 122.8 billion. Other net operating expenses include a negative effect of revaluation of office premises for the amount of RUB 25 billion. Had the effect of revaluation been excluded, other net operating income would have been RUB 10.6 billion. Also, the decrease in other operating income was affected by the decrease in income from operations with foreign currency and foreign currency interest rate derivative financial instruments in 2016.

Operating expenses

In 2016, the Group’s operating expenses increased by 8.7%. The most significant increase was shown by staff costs (11.1%), which are the main component of operating expenses. Primarily this growth was driven by indexation of staff salaries. Also in 2016, the growth was recorded by advertising and marketing expenses (by 19.2%) and operating lease expenses (by 17.8%). At the same time the ratio of operating expenses to operating income before provisions significantly improved: from 43.7% in 2015 to 39.7% in 2016 (for 4.0 pp).

Operating expenses
RUB bln 2015 2016 Change
RUB bln %
Staff costs 346.0 384.3 38.3 11.1
Depreciation of premises and equipment 60.2 62.8 2.6 4.3
Repairs and maintenance of premises and equipment 39.9 42.5 2.6 6.5
Administrative expenses 38.3 39.7 1.4 3.7
Taxes other than on income 36.0 34.1 (1.9) –5.3
Operating lease expenses 28.1 33.1 5.0 17.8
Telecommunication expenses 27.1 29.4 2.3 8.5
Amortization of intangible assets 20.6 20.2 (0.4) –1.9
Consulting and assurance services 10.5 12.1 1.6 15.2
Advertising and marketing services 7.3 8.7 1.4 19.2
Other 9.4 10.7 1.3 13.8
Total operating expenses 623.4 677.6 54.2 8.7

Анализ отчета о прибылях и убытках

Общие тенденции

Чистая прибыль Группы Сбербанк России по МСФО в 2016 году выросла до 541,9 млрд рублей, что на 143,1 % выше показателя 2015 года. Операционные доходы Группы до вычета резервов в 2016 году увеличились на 18,7 % – до 1 697,5 млрд рублей – в основном за счет чистого процентного дохода и чистого комиссионного дохода. В 2016 году расходы на создание резервов под обесценение долговых финансовых активов снизились на 27,9 % – до 342,4 млрд рублей – против 475,2 млрд рублей в 2015 году.

Операционные расходы в 2016 году замедлили темп роста относительно прошлого года и увеличились на 8,7 % – до 677,6 млрд рублей. По состоянию на конец 2016 года Группа провела переоценку офисной недвижимости, итоги которой оказали отрицательный эффект на операционные доходы в размере 25 млрд рублей.

млрд рублей 2015 2016 Изменение, %
Чистая прибыль Группы 222,9 541,9 143,1
Операционные доходы до резервов 1 429,8 1 697,5 18,7
Операционные расходы (623,4) (677,6) 8,7
Расходы от создания резервов под обесценение долговых финансовых активов (475,2) (342,4) –27,9
Расходы от создания резервов под обесценение кредитного портфеля (473,1) (342,4) –27,6

Чистый процентный доход

Чистые процентные доходы Группы увеличились за 2016 год на 37,9 % – до 1 362,8 млрд рублей. В основном данный рост обусловлен сокращением процентных расходов на фоне снижения в 2016 году уровня процентных ставок по привлеченным средствам. Процентные доходы Группы выросли на 5,2 %, в основном за счет роста объема работающих активов.

Процентные доходы Группы
млрд рублей 2015 2016 Изменение, %
Чистые процентные доходы 988,0 1 362,8 37,9
Процентные доходы 2 279,6 2 399,0 5,2
Факторный анализ изменения чистого процентного дохода Группы в 2015–2016 годах
млрд рублей Фактор Изменение процентных доходов/расходов
объема процентной ставки
Активы
Кредиты корпоративным клиентам 55,9 (26,1) 29,8
Кредиты частным клиентам 23,6 7,3 30,9
Кредиты банкам, корреспондентские счета и депозиты овернайт в банках 2,0 24,6 26,6
Долговые ценные бумаги 43,3 (11,2) 32,1
Изменение процентных доходов 124,8 (5,4) 119,4
Обязательства
Средства частных клиентов (96,0) 69,1 (26,9)
Средства корпоративных клиентов (18,3) 111,3 93,0
Субординированный долг 0,8 (0,8)
Прочие заемные 3,4 (1,3) 2,1
Собственные ценные бумаги 2,1 2,7 4,8
Средства банков 142,8 39,6 182,4
Изменение процентных расходов 34,8 220,6 255,4
Изменение чистого процентного дохода 159,6 215,2 374,8
Факторный анализ процентных доходов Группы
млрд рублей 2015 2016
среднее значение за год процентные доходы средняя доходность, % среднее значение за год процентные доходы средняя доходность, %
Кредиты корпоративным клиентам 13 786,3 1 371,3 9,9 14 348,7 1 401,1 9,8
Кредиты частным клиентам 4 829,3 713,7 14,8 4 989,3 744,6 14,9
Кредиты банкам, корреспондентские счета и депозиты овернайт в банках 1 583,5 25,8 1,6 1 705,3 52,4 3,1
Долговые ценные бумаги 2 300,0 168,8 7,3 2 889,9 200,9 7,0
Работающие активы, итого 22 499,1 2 279,6 10,1 23 933,2 2 399,0 10,0
Резервы под обесценение долговых финансовых активов (1 042,9) (1 272,6)
Активы, не генерирующие процентные доходы 3 570,9 3 402,6
Итого активов 25 027,1 26 063,2
Доходность кредитов, %
Процентные расходы Группы
2015 2016 Изменение, %
Процентные расходы (включая расходы на страхование) (1 291,6) (1 036,2) 19,8

Процентные расходы снизились за 2016 год на 19,8 % по сравнению с 2015 годом и составили 1 036,2 млрд рублей. Данное снижение является результатом оптимизации структуры обязательств в пользу более дешевых ресурсов, а также нисходящей динамики стоимости привлеченных средств в 2016 году. Снижение процентных расходов произошло главным образом по процентным расходам по средствам банков (на 81,5 %), в основном за счет сокращения объемов привлечения данных средств, преимущественно от Банка России. Также снижение процентных расходов зафиксировано по средствам корпоративных клиентов (на 27,1 %), главным образом за счет влияния падения процентных ставок по срочным депозитам. Основным компонентом процентных расходов остаются процентные расходы по средствам частных клиентов, которые являются ключевым источником финансирования Группы. Доля данных расходов составила 57,9 % в общей сумме процентных расходов по сравнению с 44,4 % на конец 2015 года, что подтверждает перераспределение привлеченных средств в сторону более дешевых ресурсов.

Факторный анализ процентных расходов Группы
млрд рублей 2015 2016
среднее значение за год процентные расходы средняя стоимость привлечения, % среднее значение за год процентные расходы средняя стоимость привлечения, %
Средства частных клиентов 10 268,7 (573,3) 5,6 11 988,0 (600,2) 5,0
Средства корпоративных клиентов 6 639,6 (343,3) 5,2 6 993,0 (250,3) 3,6
Субординированный долг 791,5 (47,0) 5,9 778,6 (47,0) 6,0
Прочие заемные 431,8 (12,8) 3,0 316,5 (10,7) 3,4
Собственные ценные бумаги 1 330,0 (91,5) 6,9 1 299,0 (86,7) 6,7
Средства банков 2 098,7 (223,7) 10,7 758,7 (41,3) 5,4
Итого 21 560,3 (1 291,6) 6,0 22 133,8 (1 036,2) 4,7
Обязательства, не генерирующие процентные расходы 1 291,1 1 319,7
Итого обязательств 22 851,4 23 453,5

На фоне снижения процентных ставок в 2016 году стоимость фондирования снижалась в течение года практически по всем привлеченным средствам Группы. Тенденция снижения процентных ставок в наибольшей степени повлияла на стоимость привлечения срочных депозитов частных и корпоративных клиентов. Так, по срочным депозитам частных клиентов стоимость фондирования снизилась за год на 1,2 п. п.: с 6,7 % в четвертом квартале 2015 года до 5,5 % в четвертом квартале 2016 года. В то же время значительное увеличение объема привлеченных средств частных клиентов в 2016 году привело к росту процентных расходов по средствам частных клиентов на 4,7 %. По срочным депозитам корпоративных клиентов стоимость фондирования снизилась за год на 0,7 п. п.: с 5,0 % в четвертом квартале 2015 года до 4,3 % в четвертом квартале 2016 года. Фактор падения процентных ставок оказал решающее значение на снижение процентных расходов по средствам корпоративных клиентов: за 2016 год снижение составило 27,1 %. В целом стоимость заемных средств последовательно снизилась за год на 0,8 п. п.: с 5,3 % в четвертом квартале 2015 года до 4,5 % в четвертом квартале 2016 года.

Стоимость заемных средств, %

Чистая процентная маржа росла последовательно в течение всего 2016 года с 4,9 % в четвертом квартале 2015 года до 6,1 % в четвертом квартале 2016 года. Рост маржи вызван прежде всего снижением стоимости фондирования Группы, наблюдавшимся в 2016 году. При этом доходность активов, приносящих процентный доход, выросла в 2016 году незначительно: на 0,2 п. п. с 9,9% до 10,1%.

Факторы, повлиявшие на чистую процентную маржу в 2016 году
Значение, %
Чистая процентная маржа за 2015 год 4,4
Доходность кредитов корпоративным клиентам –0,1
Доходность кредитов частным клиентам 0,0
Доходность средств в банках +0,1
Доходность ценных бумаг 0,0
Структура работающих активов –0,1
Стоимость средств корпоративных клиентов +0,5
Стоимость средств частных клиентов +0,3
Стоимость средств банков +0,2
Стоимость собственных ценных бумаг и субординированных займов 0,0
Структура привлеченных средств +0,2
Отношение работающих активов к платным пассивам +0,2
Чистая процентная маржа за 2016 год 5,7
Доходность работающих активов и стоимость платных пассивов, %

Комиссионные доходы и расходы

В 2016 году комиссионные доходы Группы увеличились на 13,6 % – до 436,3 млрд рублей. Чистый комиссионный доход Группы увеличился на 9,4 % – до 349,1 млрд рублей. Основным драйвером роста комиссионных доходов являлись комиссионные доходы, полученные за расчетно-кассовое обслуживание частных и корпоративных клиентов. За год они увеличились на 18,9 % – до 350,4 млрд рублей. Доля данных доходов в комиссионных доходах Группы составила 80,3 %. Также рост показали комиссионные доходы по документарным операциям и полученные агентские комиссии.

Комиссионные доходы и расходы Группы
млрд рублей 2015 2016 изменение
млрд рублей %
Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов 205,0 248,7 43,7 21,3
Расчетно-кассовое обслуживание частных клиентов 89,8 101,7 11,9 13,3
Комиссии по документарным операциям 23,1 25,7 2,6 11,3
Операции с иностранной валютой и драгоценными металлами 40,1 22,0 (18,1) –45,1
Агентские комиссии полученные 8,4 12,5 4,1 48,8
Инкассация 7,1 7,8 0,7 9,9
Комиссионный доход от клиентских операций на финансовых рынках и инвестиционно-банковских операций 5,0 5,6 0,6 12,0
Прочее 5,6 12,3 6,7 119,6
Комиссионные расходы по расчетным операциям (60,2) (80,9) (20,7) 34,4
Прочие комиссионные расходы (4,9) (6,3) (1,4) 28,6
Чистые комиссионные доходы 319,0 349,1 30,1 9,4

В 2016 году расходы на создание резервов под обесценение кредитного портфеля снизились на 27,6 %: с 473,1 млрд рублей за 2015 год до 342,4 млрд рублей за 2016 год. Основными причинами существенного снижения расходов на резервирование кредитного портфеля явились улучшение качества кредитного портфеля Группы вследствие замедления рецессии в российской экономике и укрепление рубля, что повлияло на сокращение суммы резервов в рублевом выражении по валютным кредитам.

Значение стоимости кредитного риска снизилось на 110 б. п. в течение 2016 года: с 230 б. п. в четвертом квартале 2015 года до 120 б. п. в четвертом квартале 2016 года.

Расходы от создания резервов под обесценение кредитного портфеля
Стоимость кредитного риска, б. п.

Прочие операционные доходы/расходы

Прочие чистые операционные расходы, которые включают в себя чистые доходы/расходы от операций с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иностранной валютой, а также чистые доходы/расходы от страховой деятельности, деятельности пенсионного фонда, составили в 2016 году 14,4 млрд рублей. В 2015 году прочие чистые операционные доходы составили 122,8 млрд рублей. Прочие чистые операционные расходы включают отрицательный эффект переоценки офисной недвижимости на 25 млрд рублей, без учета которого прочие чистые операционные доходы составили бы 10,6 млрд рублей. Также на падение прочих операционных доходов повлияло снижение доходов от операций с валютными и валютно-процентными производными финансовыми инструментами в 2016 году.

Операционные расходы

В 2016 году рост операционных расходов Группы составил 8,7 %. Наиболее существенный прирост продемонстрировали расходы на содержание персонала (11,1 %), являющиеся основным компонентом операционных расходов. Преимущественно данный рост связан с индексацией заработной платы персонала. Также в 2016 году показали рост расходы на рекламу и маркетинг (на 19,2 %) и расходы по операционной аренде (на 17,8 %). При этом отношение операционных расходов к операционным доходам до вычета резервов под обесценение за 2016 год значительно улучшилось: с 43,7 % по итогам 2015 года до 39,7 % по итогам 2016 года (на 4,0 п. п.).

Операционные расходы
млрд рублей 2015 2016 Изменение
млрд рублей %
Расходы на содержание персонала 346,0 384,3 38,3 11,1
Амортизация основных средств 60,2 62,8 2,6 4,3
Расходы, связанные с ремонтом и содержанием основных средств Расходы, связанные с ремонтом и содержанием основных средств 39,9 42,5 2,6 6,5
Административные расходы 38,3 39,7 1,4 3,7
Налоги, за исключением налога на прибыль 36,0 34,1 (1,9) –5,3
Расходы по операционной аренде 28,1 33,1 5,0 17,8
Расходы на информационные услуги 27,1 29,4 2,3 8,5
Амортизация нематериальных активов 20,6 20,2 (0,4) –1,9
Расходы на консалтинг и аудит 10,5 12,1 1,6 15,2
Реклама и маркетинг 7,3 8,7 1,4 19,2
Прочее 9,4 10,7 1,3 13,8
Итого операционных расходов 623,4 677,6 54,2 8,7